Кобяйский район нуждается в новом здании аэровокзала

118

Будучи в райцентре Кобяйского улуса в рамках спецпроекта «Жизнь в районах», нам с редактором местной газеты «Дабаан» Виктором Эверстовым довелось посетить аэропорт, через который в период его расцвета перевозилось 50 тысяч пассажиров в год и где трудилось более 360 человек.


«У самого поселка расположены два больших озера, разъединенные только узким перешейком. Зимой одно из озер занято под аэродром. Каждый день, иногда и два раза в день, с озера поднимаются краснокрылые самолеты Ленской авиагруппы полярной авиации». Так писала 17 апреля 1939 года газета «Полярный большевик» о нерукотворной воздушной гавани в Сангаре. Сам же аэропорт был сдан в эксплуатацию в 40-х годах в нескольких километрах от поселка.

В начале 80-х для улучшения обслуживания нужд района на базе пяти вертолетов Ми-8 и десяти самолетов Ан-2 была создана Сангарская объединенная авиаэскадрилья. Увы, от эскадрильи не осталось и следа в лихие 90-е. Большинство опытных летчиков, авиатехников и других авиационных специалистов подались в поисках работы в другие края.

Однако несмотря на кризис, аэропорт в Сангаре не умер, он продолжает работать и принимать рейсы. Правда, теперь в год совершается в среднем 230-250 рейсов, включая санитарные и аварийно-спасательные. Вот из Магана прилетел Л-410 с пассажирами, и авиатехники с воодушевлением принимаются его обслуживать и готовить к очередному рейсу.

Чем же вызван такой энтузиазм? Как пояснил директор аэропорта Сергей Громовской, авиаперсонал встречает так каждый прилетевший борт: «Для нас каждый рейс, как праздник!»

Сергей Иннокентьевич — выпускник Рижского института инженеров гражданской авиации, родом из Якутска. Однажды приехав работать в Сангар, так и остался здесь. Руководит аэропортом более двадцати лет.

По словам Громовского, аэропорт влился в состав ФКП «Аэропорты Севера» с момента образования казенного предприятия в 2007 году.

«Мы сразу же получили новую технику: трактор, топливозаправщик, пожарную машину, — говорит Сергей Иннокентьевич. — Текучки кадров нет, поскольку зарплата и соцпакет достойные. Люди за работу держатся, а мы можем спокойно подбирать грамотных специалистов».

Аэропорт может принимать Л-410, Ан-2, Ан-24, Ан-26 и вертолеты всех типов. Посадочные площадки имеются в Себян-Кюеле, Сегян-Кюеле, Кобяе, Кокуе, Тыайе, Чагде, Арыктахе, Мукучу, Люксюгуне и Мастахе.

«Проблема в другом. Сегодня Кобяйский район нуждается в новом аэровокзале с комфортным залом ожидания, с помещениями для персонала, комнатой матери и ребенка. Словом, в здании, соответствующем всем современным стандартам и требованиями авиационной безопасности. Старое здание, 1962 года постройки, пришло в полную негодность и подлежит сносу. Нынешнее здание нам вообще не принадлежит, мы его арендуем у «Почты России». В первоначальный план реконструкции аэропорта входило строительство нового аэровокзала, здания КПП, склада ГСМ и ремонт взлетно-посадочной полосы. Однако претворению этого плана помешало сокращение финансирования в связи с кризисом. Правда, в прошлом году мы за счет предприятия возвели склад ГСМ. Надеюсь, в ближайшее время программа реконструкции вновь наберет обороты», —  рассказывает руководитель о сложностях.

По признанию Сергея Иннокентьевича, он уверен, что к аэропорту вернется былая слава и он еще послужит во благо Якутии. Дальнейшие его перспективы Громовской связывает с развитием арктической зоны республики и возрождением Северного морского пути.

Оптимизма директору сангарского аэропорта не занимать: «Многое можно сделать, если будет соответствующее финансирование. Главное, что стремление работать на совесть у коллектива есть!»

Из истории

Первыми воздушными судами, которые увидели 13 августа 1927 года жители поселка Сангар, были самолеты «Савойя» и «Ю-13», совершавшие перелет от устья Лены через Якутск до Иркутска под руководством Георгия Красинского.

В июле 1936 года установлена воздушная связь с группой вилюйских районов. В Сангаре на постоянной основе начал действовать гидроаэропорт. В 1954 году в аэропорту Сангар стал базироваться первый самолет — Як-12.

В декабре 1959 года в целях улучшения авиационного обслуживания района выделено два самолета Як-12 и один Ан-2 с постоянным базированием.

В 1970 году аэропорт Сангара передан из состава Жиганского объединенного авиаотряда в состав Маганского ОАО для более оперативного руководства по обслуживанию народного хозяйства ЯАССР.

Больше материалов о жизни в районах — на новом сайте ulus.media