Как рождается «Суперджет»

0
48

Высокотехнологичный отечественный лайнер Sukhoi Superjet 100, созданный с применением новейших технологий, 19 мая 2018 года отметил десятилетие со дня первого полета. Воздушные суда Superjet 100 сегодня эксплуатируются не только на территории России, но и за рубежом.


Тридцати российским и зарубежным журналистам компания АО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) продемонстрировала производство самолетов Superjet 100 в Комсомольске-на-Амуре. Представители средств массовой информации и пресс-служб увидели весь процесс «зарождения» воздушных судов, начиная с технокомплекса и заканчивая летно-испытательной станцией, а также  — показательный полет Sukhoi Superjet 100.

Технокомплекс представляет собой огромный склад, куда поступают как  российские, так и импортные комплектующие, которые в строгом порядке хранятся и в дальнейшем распределяются по цехам сборки фюзеляжа и окончательной сборки. В стенах технокомплекса также осуществляется соединение частей «сердец» самолетов – двигателей.

Дальнейший процесс производства напоминает детский конструктор: в цехе сборки фюзеляжа производится стыковка отсеков, установка элементов крепления, монтируется оборудование, остекление, двери, гидравлика, теплозвукоизоляция, держатели для крепления кабельной сети. Будущий самолет в местах, где он может контактировать с водой, покрывают специальным антикоррозионным покрытием.

А в цехе окончательной сборки воздушное судно начинает обретать привычный вид: вертикальную часть хвоста присоединяют к фюзеляжу, появляются крылья, производится монтаж топливной системы, шасси, носовой части, аварийно-спасательного оборудования, вентиляции. Крылья и фюзеляж производят на другом авиационном заводе — имени Юрия Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, а носовая часть и хвост — в Новосибирске. Просторное помещение цеха окончательной сборки позволяет вести производственные работы на шести самолетах одновременно.

Каждый из двух цехов делится на производственные участки, в общей сложности их двенадцать. По словам производителей, с момента закладки отсека воздушного судна до выхода готового самолета на каждом из участков работы ведутся от пяти до семи рабочих дней. К примеру, на одном участке в течение пяти дней собирают фюзеляж, затем он передается специалистам другого участка, которые за такой же срок устанавливают оборудование, детали каркаса обтекателя и направляют будущее воздушное судно для нанесения антикоррозионного покрытия и далее. Таким образом, на производство одного самолета уходит около трех месяцев.

В среднем, в цехах ГСС за год «рождаются» около сорока самолетов: за 2017 год произведено 34 воздушных судна, в 2014 году – 37. Количество произведенных  воздушных судов напрямую зависит от заказов — в этом году с Комсомольска-на-Амуре должны вылететь 26 «Суперджетов».

Перед тем, как заказчик получит самолет, воздушное судно попадает на летно-испытательную станцию, в которой служба наземно-технической отработки и инженерно-авиационная служба проверяют топливную систему, работоспособность вспомогательной силовой установки, производят запуск и проверку двигателей и радионавигационных систем. Также самолет проходит скоростные пробежки и летные испытания.

Затем готовый самолет направляют в Ульяновск для монтажа интерьера и покраски, там он «надевает» ливрею российских авиакомпаний, и уже после – в город Жуковский, откуда отряд летчиков доставляет воздушное судно со всем пакетом документов непосредственно к заказчику.

На производстве самолетов SSJ100 реализуются принципы японской философии Кайдзен, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления. Работники формулируют свои предложения по улучшению эффективности своей деятельности. При этом используются нематериальные методы поощрения за подачу и реализацию кайдзен-предложений, помимо ежемесячных премий в рублях, выплачиваемых за выполнение показателей работы. Авторы кайдзен-предложений раз в квартал участвуют в конкурсе между производственными  участками, по итогам которого победители получают возможность съездить в авиасалон, управлять полнопилотажным комплексным подвижным авиа-тренажером SSJ100, либо получить стимулирующий приз – выделенное парковочное место или членство в кайдзен-клубе. С начала действия программы Кайдзен в 2015 году работниками компании было подано 2849 предложений, из них внедрено около 90%.

По словам вице-президента по производству компании «Гражданские самолеты Сухого» Дмитрия Блощинского, проект Sukhoi Superjet 100 получился достаточно конкурентоспособным, что подтверждается продажами: «Мы занимаем достойное место в современном конкурентном мире. Часто Superjet пытаются сравнивать с Boeing и Airbus, потому что, попадая в салон нашего самолета, пассажиры ощущают примерно такие же размеры, удобство, хотя, на самом деле, наш самолет другого рыночного класса».

Для российских  региональных авиакомпаний  Sukhoi Superjet 100 — самый востребованный продукт, обеспечивающий перелеты на ближне и среднемагистральных маршрутах.

Авиакомпания «Якутия» с 2012 года ввела в парк своих воздушных судов самолеты нового поколения Sukhoi Superjet-100 на внутренних и международных маршрутах, став одним из первых заказчиков самолета этого типа в России. Сегодня в парке воздушных судов авиакомпании — 5 самолетов этого типа, с начала эксплуатации SSJ 100 перевезено более 570 тысяч пассажиров. В течение эксплуатации авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 в экстремальных климатических условиях северного региона, специалисты авиакомпании постоянно взаимодействуют с производителем самолетов — АО «ГСС», вносят совместные предложения по усовершенствованию эксплуатирования самолета.

Пассажиры с первых дней эксплуатации полюбили современный, комфортабельный и полностью адаптированный к географическим и климатическим условиям Крайнего Севера, лайнер.

Как поделился с нами пассажир Sukhoi Superjet-100, госслужащий Алексей из Нерюнгри, по роду деятельности он часто летает в командировки. Впервые увидев в 2012 году, был впечатлён этим российским самолетом: «Мне очень понравился светлый салон, сразу отметил удобное расположение кресел: два к трем, есть бизнес-класс и эконом. Современное освещение, низкий уровень шума, высокие качество и комфорт полета».

Коллеги Захар и Мария из Якутска, направлявшиеся в командировку так же отметили комфортный и просторный салон воздушного судна. По словам Захара, было бы еще лучше, если бы на борту «Сухого» был Wi-Fi.

Максим из села Намцы Намского района, направлявшийся за автомобилем, часто летает именно авиакомпанией «Якутия» на «Суперджете» и желает производителям «Сухого» дальнейшего развития производства.

Sukhoi Superjet-100: первые десять лет  — полет нормальный!

Пусть многочисленные замыслы и идеи авиаконструктора Павла Сухого, его научная школа продолжается в его учениках во благо российской авиации!

Айар көҕүм

Аана арылыннын,

Оҥорор көҕүм

Суола тобулуннун.

(Алгыс)

Пусть откроется дверь

К желанию творить,

Пусть положится дорога

К желанию создавать.

(Благословение)