Как общество помогает реализовать хорошую идею

0
72
Российский краудфандинг

У вас есть отличная идея, которая может стать инновационной и изменить жизнь общества. Но у вас нет денег для того, чтобы идея превратилась в готовый продукт. Что же делать? Брать кредит или искать спонсора? Не обязательно. Очень действенным способом является сбор средств на краудфандинговых площадках. ЯСИА познакомит вас с деятельностью российских платформ BOOMSTARTER.RU и PLANETA.RU.


Что такое «краудфандинг»?

Если говорить простым языком, то «краудфандинг» — это один из методов сбора денег для реализации проекта у простых людей, которых автор/создатель не знает лично. С развитием информационных технологий такие сборы начали проходить онлайн на специализированных площадках по всему миру.

Само явление имеет довольно старые корни, которые берут своё начало еще в середине XIX века. Так, известный философ Огюст Конт 14 марта 1850 года издал сборник своих философских заметок благодаря материальной помощи со стороны общественности. Еще одним из известных краудфандинговых проектов того времени является строительство базы для Статуи Свободы в Нью-Йорке: когда правительство не смогло выделить финансирование, то благодаря объявлению в газете жители  города сумели собрать общими усилиями 160 000$.

Краудфандинг в своём нынешнем виде родился в 1997 году, когда фанаты британской рок-группы Marillion собрали в интернете 60 000$ и организовали тур группы по США. Первой краудфандинговой платформой считается ArtistShare. Основанная в 2001 году, она позволяла талантливым музыкантам и их фанатам совместными усилиями создавать творческие шедевры. Именно с ArtistShare началось восхождение известных всему миру Kickstarter, IndieGoGo и GoFundMe.

Как работает метод?

Существует две основные модели: первая — создатели проекта предлагают продукт или услугу потенциальным инвесторам/покупателям без возникновения долевых обязательств. И вторая — стартаперы предлагают акции или часть дохода за вложенные в их проект деньги. Самая распространенной является первая модель, то есть люди поддерживают проект на сумму, которая их устраивает, а создатели предлагают за нее вознаграждения — от «спасибо» до самого продукта.

Краудфандинг в России

В нашей стране подобный метод поддержки начинаний молодых стартаперов и не только ещё не обрел повсеместной популярности, как это случилось на Западе. Но и у нас есть свои достижения в этом направлении. Так, все большую известность в качестве отдельного бренда начали приобретать две краудфандинговые платформы — BoomStarter и Planeta.ru, чей общий фонд привлеченных финансов со стороны спонсоров составил 1,4 миллиарда рублей. Поговорим о них подробнее.

BoomStarter

Два молодых парня — Евгений Гаврилин и Руслан Тугушев — решили создать онлайн-площадку для поддержки интересных и инновационных проектов в России на основе модели краудфандинга. Так в 2012 году появился BoomStarter.ru.

За всё время существования платформы были поддержаны 1801 проект с привлечением денежных средств от 197 тысяч спонсоров в размере 364 миллионов рублей. Начинающие стартаперы, которым не удалось привлечь внимание крупных инвесторов, могут разместить на BoomStarter.ru объявление о своих проектах и сборе средств на них. Посетители сайта — потенциальные «спонсоры», могут поддержать проект, перечислив деньги, а взамен получить в будущем вознаграждение, в зависимости от величины вклада. В случае провальной компании на платформе — деньги возвращаются спонсорам, а если проект окажется успешен, то они перечисляются автору проекта, за вычетом комиссии платежным системам и комиссии 5%, из которой и формируется выручка самого BoomStarter.

Самыми трендовыми разделами являются «Технологии», «Настольные игры» и «Дизайн». Так, проект по сбору средств для надувного карманного дивана — Биван, собрал в три раза больше заявленной суммы — 3,1 миллиона рублей, а настольная игра «Серп» и того больше — почти семь миллионов рублей, собрав в 70 раз больше, чем планировали авторы проекта.

Planeta.ru

Самая популярная платформа на отечественном сегменте краудфандинга создавалась изначально как онлайн-площадка для привлечения средств для деятелей сферы музыки. Идея её создания принадлежит Федору Мурачковскому, Максиму Лакмусу и Василию Андрющенко. С течением времени идея переросла в нечто большее — в краудплатформу для поддержки не только музыкантов, но и всех, кому в голову пришла хорошая идея — будь это издание книги или организация фестиваля.

Первый проект, стартовавший на платформе в 2011 году — это сбор средств на альбом «Spirit» группы БИ-2, собравший 1,25 миллиона рублей. Именно он положил начало краудфандингу в России, а также популяризации этого явления в стране. Так, в 2015 году платформа запустила образовательную программу «Школа краудфандинга», которая даёт людям возможность пройти путь от замысла до воплощения своей мечты.

На данный момент на площадке был дан старт 4165 проектам с общей суммой привлеченных средств почти в один миллиард рублей. В отличие от своего прямого конкурента — BoomStarter, у «Планеты» гибкая схема выплат: если проект набирает больше 50% от заявленной для сбора суммы, то автор проекта получает все собранные средства.

Наибольшей популярностью пользуются разделы «Общество», «Музыка», «Кино и видео» и «Наука и технологии», среди которых — рекордсмены платформы по сбору средств: новый альбом группы «Алиса», собравший 11 миллионов рублей, и проект по поддержке съемок фильма «Empire V» по роману известного российского писателя Виктора Пелевина, привлекший почти восемь миллионов рублей.

Стоит упомянуть, что данная платформа уделяет большое внимание благотворительным проектам, которые достигают своей цели и привлекают даже больше намеченной суммы.

Успешные проекты из Якутии

Жители нашей республики также знакомы с таким понятием, как краудфандинг. Вот некоторые из них, которые пользовались у пользователей BoomStarter и Planeta.ru особой популярностью:

  1. Концерт выпускников Высшей школы музыки. Собрано 52 250 рублей от заявленных 90 000.
  2. Социальные водители — бесплатная перевозка нуждающихся. Собрано 205 100 рублей от заявленных 200 000.