Гвардеец Могзоев на крейсере «Варяг» и за рулём автомобиля

    0
    27

    Анатолий Могзоев, кавалер Знака «Гражданская доблесть», известен в Якутии как профессионал сферы связи, почты и автомобильного транспорта. «Родился я, — рассказывает наш гость, — в иркутской деревне, в верховьях Лены. Как раз где-то посередине старинного Якутского тракта. С дорогой была связана жизнь всего моего рода. Ещё дедушка ямщиком возил по ней грузы на лошадях. А вот я даже не подозревал, что повторю его судьбу».


    Из степи да в океан

    — В школе учился старательно, поступил в техникум, а после третьего курса в 1970 году был призван в армию, вернее на флот, на три года. Вначале была «учебка» на Русском острове и распределение в экипаж славного гвардейского ракетного крейсера «Варяг».

    Было ли сложно на флоте? Да не то чтобы очень, разве что на первых порах. Деревенские парни крепкие, работой не удивишь. А вот море восхитило. Я ведь его прежде не видел, разве что Байкал, да и то кусочек, из окна поезда. А у нас в деревне что? Тайга да степи. Потому таких, как мы, перво‑наперво в учебной части учили плавать.

    На ракетном крейсере я попал в боевую часть номер один — штурманскую. Спору нет, повезло: среди матросов она считалась самой завидной. В иных ребята служат в самом нутре корабля в мазуте, среди механизмов, света белого не видят. А тут всегда в чистом, работаешь с картами, водишь корабль.

    Времена службы пришлись на сложную военно-политическую обстановку в мире (хотя когда она была простой). Шла война во Вьетнаме, и как раз началась третья Индо-Пакистанская война. На Индию напали с двух сторон с Западного и Северо-Восточного Пакистана. В Индийский океан на поддержку Пакистана выдвинулся американский ударный флот во главе с авианосцем «Энтерпрайз». По тревоге подняли и нас. В течение 36 часов ракетный крейсер с ядерным оружием на борту должен был полностью подготовиться и выйти из Владивостока для противодействия, как тогда говорилось, агрессивной военщине США.

    «Мы не спасли Сальвадора Альенде»

    Морские традиции: при прохождении экватора выдаётся удостоверение.

    — Новый год мы уже встречали в Индийском океане. А 27 декабря 1971 года пересекли экватор. Сам поход длился больше полугода. После нашего вмешательства, кстати, и появилась республика Бангладеш.

    В феврале 1972 года мы стояли на рейде в порту столицы Сомали Могадишо. Нашей задачей была защита от возможного государственного переворота нового президента Сомали, революционного генерала Мухаммеда Сиада Барре.

    Полный материал читайте в интернет-газете «Якутия».