Трагедии в воздухе: Крупнейшие авиакатастрофы в истории Якутии

5976

Мастерство пилота и счастливый случай спасли военнослужащих во время жесткой посадки Ил-18 возле поселка Тикси. Несмотря на то, что медики сейчас бьются над спасением жизней некоторых из них, большинство получило травмы средней степени тяжести. К сожалению, история авиации Якутии знает куда более трагичные примеры. О самых крупных авиакатастрофах над небом республики читайте в подборке ЯСИА.


В субботу, 6 января 1968 года, в 92 километрах от Олёкминска потерпел крушение Ан-24Б компании «Аэрофлот», в результате чего погибли 45 человек.

Самолёт должен был выполнять полёт по маршруту: Якутск — Олёкминск — Ленск — Усть-Кут — Красноярск — Новосибирск. На борту находились 39 пассажиров: 36 взрослых и 3 ребёнка, а также члены экипажа.

Через 15 минут с момента взлета судно стало падать, разрушаясь на ходу. Левая и правая части крыла, хвостовая часть фюзеляжа отделились ещё в воздухе. Затем Ан-24 под углом 80° и с левым креном врезался в землю, полностью разрушился и сгорел. Общий разброс обломков составил 715 метров. 45 человек, находившихся на борту авиалайнера, погибли.

Причины катастрофы до сих пор не установлены.

Катастрофа Ил-14 в Витиме произошла 20 июля 1977 года и унесла жизни 39 человек.

В Ил-14 чехословацкого производства тогда сели 34 пассажира: 25 взрослых и 9 детей. Грунтовая взлётно-посадочная полоса размокла из-за дождя, и на ней появились лужи. Тем не менее, экипаж принял решение взлетать. При разгоне самолет выехал на боковую полосу безопасности и там оторвался от земли. Пролетев всего 185 метров, он ударился хвостовой частью о деревянный столб ограждения аэродрома, а ещё через 200 метров левой плоскостью крыла зацепил деревья. В итоге воздушное судно упало, разрушилось и сгорело. В катастрофе выжил пассажир 1956 года рождения. Остальные 39 человек (6 членов экипажа и 33 пассажира) погибли.

По мнению комиссии, виновником катастрофы являлся командир экипажа, который принял решение взлетать с размокшей грунтовой взлетно-посадочной полосы, несмотря на то, что она не отвечала установленным требованиям.

28 января 1970 года в районе Батагая потерпел крушение Ан-24Б компании «Аэрофлот», в результате погибли 34 человека.

В 40 километрах от аэропорта летящий со скоростью 340—350 км/ч на высоте 1020 метров самолет врезался в гору возле реки Адыча. Пилоты в последний момент увидели опасность и потянули штурвалы на себя, но из-за рельефа местности и продолжающегося по инерции снижения не смогли избежать столкновения. Авиалайнер врезался в склон и полностью разрушился. 34 человека, находившиеся на борту, погибли.

Причиной трагедии стало преждевременное снижение ниже минимально безопасной высоты ночью над горным районом.

Катастрофа Ил-14 под Нижними Крестами (в настоящее время посёлок Черский) произошла 18 сентября 1962 года. Погибли 32 человека.

Рейс должен был следовать из Магадана в Билибино на высоте 600 метров, что ниже облаков, и по обходному маршруту — вдоль долины реки Малый Анюй. Однако экипаж после вылета и набора высоты не повернул на обходной маршрут, а направился сразу напрямую в Билибино — через горный массив Белая Стрелка. В итоге авиалайнер врезался в заснеженный склон горы высотой 975 метров. Ударившись, он продвинулся вперёд, при этом полностью разрушившись, и загорелся. Все, кто находился на борту, погибли.

По мнению комиссии, виновниками катастрофы стали командир экипажа, который самовольно изменил маршрут полёта и следовал в облаках, при этом находясь ниже безопасной высоты для данной местности, а также руководитель полётов, никак не контролировавший рейс 213 с помощью имеющихся радиотехнических средств.

29 мая 1969 года в окрестностях Олёкминска потерпел крушение вертолет Ми-2 компании Аэрофлот, в результате чего погибли 25 человек.

Судно выполняло транспортные рейсы по эвакуации жителей острова Кыллах из-за ледовых заторов на реке Лене. Первый полет прошел успешно. Во второй раз на борт взошли 26 пассажиров: 7 взрослых, 8 подростков и 11 дошкольников. При этом взлётный вес оказался превышен на 475 килограммов. Затем пилот завис на небольшой высоте над землёй и начал разгоняться. Однако когда Ми-2 вышел на край обрыва, «воздушная подушка» под ним пропала, что резко снизило подъёмную силу.

После этого вертолёт ударился рулевым винтом о берег. Потеряв управление, машина закружилась, упала на лёд и перевернулась, а через 10—15 минут затонула. В происшествии выжили оба члена экипажа и одна взрослая пассажирка. Все остальные погибли. Виновником катастрофы был назван экипаж, который нарушил требования документов и инструкций по технике пилотирования.

Эту трагедию помнят все жители Якутии. Во вторник, 2 июля 2013 года, в окрестностях посёлка Депутатский потерпел крушение вертолёт Ми-8Т «Полярных авиалиний», в результате чего погибли 24 человека.

В Усть-Янском районе был туман, шёл дождь, но вертолёт все же вылетел из посёлка. Полёт проходил в условиях ограниченной видимости. Когда сработала сигнализация опасного сближения с землёй, экипаж перевёл судно на набор высоты и попытался перелететь возникшую на пути сопку. Но при перелёте вершины машина попала в нисходящий поток воздуха, что вызвало крен, а затем хвостовой винт зацепил возвышенность. Ми-8 потерял управление и упал на склон в 45 километрах северо-западнее Депутатского.

Выжившему командиру удалось связаться с диспетчером и сообщить о происшествии. Со слов экипажа, воздушное судно сгорело, погибли 19 человек. Из-за сложных метеоусловий место крушения было найдено только через полтора дня. Три пассажира, выжившие при падении, умерли до прибытия спасателей. Спаслись четыре человека: 3 члена экипажа и 17-летний юноша.

При составлении статьи использованы материалы из AirDisaster.ru и Aviation Safety Network.

2
1