«Одаренные дети Якутии»: Сюльдюкарский самородок Игорь Данилов

12573

Где-то рядом звучал хомус. Эти живительные вибрации проникали в самые отдаленные уголки школы, и маленькому мальчику показалось, что мир вокруг него чудесным образом преобразился. Он почувствовал и ощутил то, чего никогда не замечал ранее. Настолько его восхитили дивные звуки варгана.

Хомус детства

На следующий день учительница Людмила Михайловна Лукина подарила мальчику хомус, который смастерил ее муж Василий Капитонович. Он вовсе не был профессионалом в изготовлении варгана, но инструмент получился удачным. С тех пор каждый день после детского сада малыш бежал к ним домой, чтобы еще раз послушать так полюбившиеся ему звуки, а заодно и самому научиться играть.

— Теперь могу сказать: как здорово, что в тот день я оказался на музыкальном вечере в школе вместе с мамой-учительницей. Если бы не то потрясение, возможно, я бы никогда не заинтересовался и не научился играть на этом удивительном музыкальном инструменте. Не скажу, что виртуоз, но играю прилично, — делится десятиклассник Республиканского лицея-интерната Игорь Данилов.

В Якутске Игорь учится первый год. Поступить в лицей, где занимаются талантливые и одаренные дети со всей республики, он мечтал давно.

Игорь родился и вырос в маленьком эвенкийском селе Сюльдюкар Мирнинского района. Там проживает не более трехсот человек. В малокомплектной школе учатся около пятидесяти детей. Добраться до села не так-то просто: осенью и весной дороги нет, так что сельчане практически отрезаны от мира. Спасает зимник, но около 100 км по бездорожью не каждый выдержит. Летом же половину пути нужно преодолевать на моторке либо катере по реке Вилюй. В общем, не ближний свет.

— Скучаю по родным местам. Здесь слишком суетно, шумно. Нравится гулять в лесу, вдыхая знакомые ароматы. Очень хочется домой, к маме, папе, но я справляюсь, — признается десятиклассник.

Игорь любит перевоплощаться на ходу в самых разных персонажей. Вот он строгий член жюри на конкурсе «Учитель года», а вот – усердный ученик-отличник, которому интересны практически все предметы, через час — активный общественник, лидер созданной им партии, а еще через пару часов – артист и певец. В полдень подросток штурмует библиотеку в поисках научных истин, а вечером становится лириком, сочиняющим стихи. «И когда Игорь все успевает?» – удивляются не только родные, но и учителя, друзья, одноклассники. Он и им покоя не дает, вовлекая в новые и разные проекты.

«И когда он все успевает?» – удивляются не только родные, но и учителя, друзья, одноклассники.

Игорь – младший сын. Его папа Альберт Николаевич родился в многодетной семье, где было 12 детей. Два старших брата давно уже взрослые. У Ярослава — своя семья, двое детей. Альберт трудится в охотничьей общине. Спортсмены, призеры многочисленных соревнований, они работают, ездят на охоту, рыбалку, помогают родителям и весьма далеки от лирических отступлений.
— Я другой, — смеется младший.

Юный корреспондент

Все началось с газеты. В Сюльдюкарской школе мальчик как-то начал посещать кружок «Юный корреспондент», который вела его мама, учительница математики Галина Ивановна. Сначала забегал из любопытства, а потом втянулся. Да так, что стал сочинять стихи. Потом принял участие в республиканском слете юных корреспондентов, который проходил в Якутске на базе лагеря «Сосновый бор». Эта поездка стала для него настоящим потрясением. Мальчик понял, что мир может быть совсем другим, а он сам способен влиять на него.
— Я увидел себя со стороны. Оказывается, во мне дремал лидер и общественник, — вспоминает он.

Потом был второй слет, затем учеба в летней математической школе «Дьо5ур». Отличник с первого класса, Игорь считает себя гуманитарием, но с математикой у него тоже все в порядке. Конкурсы, предметные олимпиады — само собой разумеющееся для талантливого мальчика. Так что попасть в лицей оказалось делом времени.

Первые шаги в исследовательской работе он начал делать в начальных классах еще в Сюльдюкарской школе. А поскольку любил кушать, решил изучить национальную кухню своих предков. Вяленое мясо в меню эвенков – одно из излюбленных блюд.
— Его умела делать моя бабушка, но я все исследовал по книгам, — говорит Игорь.

А поскольку любил кушать, решил изучить национальную кухню своих предков.

Вместе с учительницей Елизаветой Игнатьевой он подготовил четыре работы по культуре эвенков и даже составил сравнительный анализ годового цикла жизни по календарям народа саха и эвенков.

— Тогда я понял, что месяцы у наших предков не имели четкого отрезка времени. Люди ориентировались по изменениям погоды, климата и других природных явлений. Еще узнал, что у эвенков месяцы ассоциировались с частями мужского тела. Счет начинался с левой руки по часовой стрелке, — объясняет он.

Практически научный труд шестиклассника занял 4 место на республиканском этапе НПК «Шаг в будущее». Дальше – больше. Как-то Игорь отправил свою работу на конкурс «Сибирь – история, природа, культура». Отправил и забыл. А потом получил приглашение на конференцию в Иркутск и стал там лауреатом.

Кто, если не мы?

— Я мечтаю стать филологом, культурологом. Вы, наверное, удивитесь. Да, это не престижно и даже не модно. Сейчас в почете технари. Но кто, если не мы, будет изучать историю, культуру своего народа? Возможно, это громкие слова, но я считаю себя патриотом своей родины. Позже хотел бы заняться журналистикой, политикой, — делится старшеклассник.

Кстати, Игорь хорошо поет, исполняет композиции в якутском национальном стиле дэгэрэн, а еще он тойуксут-импровизатор. А это не каждый умеет, скажу я вам.

— Я участвовал на многих конкурсах хомусистов, тойуксутов. Каждый раз подмечаю какие-то нюансы, пытаюсь перенять что-либо для себя. Люблю размышлять, рефлексировать, копаться в себе, наблюдать и делать выводы, — говорит мальчик. – Грустно от того, что не говорю на родном эвенкийском. Но у нас в селе никто не владеет им, да и нет уже живых носителей языка.

И это еще не все. Сельчане знают, какой артист их Игорь. Не раз он блистал в разных ролях на сцене клуба. И, конечно же, является лауреатом песенных и фольклорных фестивалей. Кто бы сомневался!

Лицеисты

Не заметить такого ученика и одноклассника практически невозможно. В бурную атмосферу творчества вокруг себя он вовлекает всех. Был президентом школы, руководил парламентом, сейчас — председатель созданного им общественного движения «Сомо5о куус» («В единстве сила»), а также староста класса.

— Не все школьники могут входить в Совет старшеклассников. Но у нас в лицее активных ребят много. Мы решили объединиться и созидать. Помогаем по хозяйству старикам, устраиваем флешмобы, концерты, встречи с интересными людьми, проводим различные благотворительные акции и другое, – рассказывает лидер.

Кстати, в лицее нет школьной формы, но у их класса есть. Нетрудно догадаться, что инициатор — неугомонный Игорь. Он сам придумал эмблему, логотип и заказал ее в ателье.

— Мне нравится разговаривать с людьми, ведь только общаясь, узнаешь новое. Люблю начитанных, с удовольствием делюсь с ними мыслями, точкой зрения. Звание лицеиста обязывает, приходится много учиться, читать, познавать. Но для меня оценки – не самоцель. Важнее изучать то, что интересно мне, — считает подросток. — Мечтаю стать полезным для своей республики. А еще мне хочется путешествовать, узнать, как живут люди разных национальностей.

***

Маленькое село Сюльдюкар расположено между сопками на живописном берегу седого Вилюя. Родная деревенька часто снится мальчику, и во сне он бродит по земле, выстланной осенними желтыми листьями, переливающимися золотом, вдыхает ароматы луговых трав и невероятно счастлив от этого.

— Очень люблю смотреть, как бьются в окно капли осеннего дождя, ощущать дуновение теплого летнего ветра, запах весны и свежее дыхание зимы. Считаю, что место украшают люди, родившиеся в нем. В Сюльдюкаре я вырос и научился смотреть на мир, — говорит Игорь.



Проект «Одаренные дети Якутии» — о любознательных, оригинальных, умеющих удивлять,
преодолевать трудности и потрясающе работоспособных мальчиках и девочках.
Каждый ребенок по-своему неповторим и уникален. Кто-то прекрасно поет, кто-то достигает успехов в спорте, кто-то пишет стихи.
Мы никому не ставим оценок, здесь нет соперников, мы просто рассказываем о талантливых детях.

Пусть о них узнают все. Пусть все увидят, какое у Якутии яркое и неповторимое будущее.

16
3