«Наши люди»: Кирьяна Иванова о призвании диспетчера и любви к людям

6019

Сотрудник, который всегда готов помочь и разрешить любой конфликт. Именно так говорят о героине проекта ЯСИА «Наши люди» Кирьяне Ивановой, которая половину своей жизни посвятила работе диспетчера в автовокзале города Якутске. В трудовой книжке Кирьяны Михайловны можно проследить всю историю предприятия — с основания до наших дней.


Одна из десяти детей

Кирьяна Иванова родилась в 1946 году в многодетной семье в поселке Витим Ленского района. У нее семь сестер и двое братьев. Разница в возрасте оказывалась такой большой, что можно было сказать: старшие дети годились в родители своим младшим братьям и сестрам. Семья была очень дружной и сплоченной. Сегодня родные живут в разных городах, но их связь не прерывается, и даже на расстоянии они чувствуют поддержку друг друга.

— Три старшие сестры и брат жили в Якутске, остальные — и в США, и в Братске, и в Иркутске – везде-везде, — говорит Кирьяна Михайловна. — Старшая сестра зовет в Америку хотя бы погостить, но никак не решусь туда съездить. 

Конечно, я чувствовала опеку не только со стороны родителей. Когда в 1967 году приехала к сестре в Якутск, она мне была как мама. Разница в возрасте у нас — в 25 лет.

В Якутск с дочерью

Кирьяна Михайловна, которую в молодости называли просто Кирой, переехала в Якутск, когда ей был 21 год. Она развелась с мужем и забрала свою двухгодовалую дочь. За спиной — 10 классов школы, а впереди — весь Якутск и стремление к лучшей жизни. Долго не думая, молодая мама сначала пошла работать счетоводом, спустя два года стала диспетчером на предприятии объединенных котельных и тепловых сетей, а еще через 8 лет устроилась инспектором на торговую базу. И только спустя 14 лет после переезда в столицу республики наша героиня нашла любимое место, где проработала многие годы.

Случайно пришла в автовокзал и увидела объявление. Подумала, что я люблю работать с людьми, почему бы и не попробовать. Меня приняли, и с первых дней новая должность пришлась по душе. Так и осталась.

«Я ведь в ЖКК принимала квартплату, общалась с людьми, потом — в отделе кадров, где также без общения не обойтись. На базе трудилась начальником, но что-то не получилось. Сидеть в офисе и работать с бумагами – это не по мне», — смеется женщина.

Лучшее в работе — люди

«Мне нравится помогать людям — разъяснять и объяснять. Раньше у нас была для этого справочная, сейчас же за ответами идут к диспетчеру. Тут важно уметь разговаривать со всеми: водителями, кондукторами, пассажирами. Каждый раз обязательно сверяемся с записями, а полное расписание всегда лежит перед нами. Но я и без бумаги всегда знала, во сколько какой маршрут выезжает», — уверенно говорит бывшая диспетчер.

Разное случалось — транспорт сломается в пути, водитель пострадает, а в это время пассажиры мерзнут в остановившемся автобусе. В таких ситуациях диспетчерская «кипит» от звонков: надо успокоить людей на перроне, которые не могут попасть домой, предупредить начальство о поломке, вызвать резервный транспорт.

«Иногда приходилось разрываться: нужно одновременно отвечать на телефонные звонки, консультировать пассажира, который подошел к окошку, при этом не забывать объявлять посадку. В такие моменты чувствуешь себя Цезарем, который занимается несколькими делами одновременно», — делится Кирьяна Михайловна.

Долгие годы взаимодействия с разными людьми развили в ней умение выйти из любой «передряги» без ссор и обид. Спокойный нрав помогал свыкнуться с моментами, которых порой не выдерживали матерые работники вокзала.

Работа на автовокзале с самого открытия

Поездки между улусами в Якутии всегда были востребованы, и учрежденный в 1981 году автовокзал решил большую часть транспортных проблем. Учреждению исполнилось 35 лет, ровно столько в диспетчерской проработала Кирьяна Михайловна.

Я никогда не была против нововведений, – признается Кирьяна Иванова. — Так работать стало даже легче. Часто пассажиры жаловались: «Вы не объявили посадку, поэтому я опоздал». А теперь все объявляется автоматически, и если кто-то «проспал», то виноват только он сам.

С единой формой выглядели как стюардессы, надолго ее не хватило — до 1990-х годов точно проносили, потом забыли. Сейчас у диспетчерского персонала на шеях красуется элегантный платок с эмблемой предприятия.

С 80-х годов произошло много изменений, в том числе на радость вокзальным работникам уменьшилось количество рабочих часов.

«Раньше мой день начинался в 4.30, в 5.30 за мной приезжал дежурный автобус, спустя час я находилась на работе. В 6.30 от автовокзала отходит первый автобус «Хангалассы». И так до 21.45. Последний автобус уходил в 22.10, на нем я ехала домой. Сейчас смена длится 15 часов», – рассказывает Кирьяна Иванова.

Мама, бабушка, прабабушка

15 часов работы с небольшим перерывом на обед — это очень тяжело. Но за сменой следует двухдневный отдых. По словам бывшего работника автовокзала, к такому графику привыкаешь настолько, что другие должности с каждодневным трудом кажутся запредельно сложными.

«На месте старшего диспетчера мне было очень тяжело. Надо было каждый день приходить и взаимодействовать абсолютно со всеми. У меня же дети были, им нужно  внимание уделять, поэтому я осталась простым диспетчером», – рассказывает мама троих ребятишек, бабушка семи внуков и трижды прабабушка.

— Хоть я нынче вышла на пенсию, изредка заезжать на автовокзал буду. Коллектив остался почти таким же — конечно, некоторые люди уходят, приходят новые, но и те быстро вливаются. Вместе празднуем дни рождения, Новый год и 8 марта. Мы все очень дружны.

5
0