Между посадкой и взлётом
Полтора часа - примерно столько проводит в аэропорту столицы республики самолет, летающий по маршруту Якутск-Москва. За это время службы аэропорта должны успеть подготовить его к обратному вылету. Мы заглянули за кулисы и узнали, что происходит по ту сторону аэровокзала, пока пассажиры ждут своего рейса.
Рейс 109 Москва-Якутск вылетает из аэропорта "Домодедово"
Производственно-диспетчерская служба аэропорта "Якутск" получает сообщение о вылете рейса
Информацию о времени прибытия самолета мы получаем трижды. Первый раз – это так называемый суточный план полетного времени, в котором указаны расчетное время полета и маршрут рейса. Затем, сразу после вылета, нам приходит «вылетная» – сообщение с уточненными данными по рейсу. Если, например, есть задержка, то мы вносим уточнения в план полетного времени, вычисляем точное время, когда должны встретить самолет. В последний раз мы получаем данные за полчаса до прибытия воздушного судна – перед посадкой экипаж должен связаться с нами, сообщить точное время прибытия, количество пассажиров, багажа, почты и груза.

Сергей Никитин, сменный диспетчер ПДСП
Информацию диспетчеры заносят в специальную программу "Истра" и передают службам, занятым в коммерческом обслуживании самолетов и обеспечивающим прием-выпуск рейса: аэродромную службу, инженерно-авиационную, цех бортового питания, службу специального транспорта, службу организации пассажирских и грузовых перевозок, службу авиационной безопасности, грузовой склад и информационно-справочную службу, которая сообщает данные о рейсе встречающим.

Аэродромная служба аэропорта «Якутск» проводит плановую проверку взлетно-посадочной полосы
Для благополучной посадки самолета имеют значение два фактора – видимость и коэффициент сцепления взлетно-посадочной полосы. Когда экипаж собирается в полет, он первым делом запрашивает информацию о метеоусловиях в аэропортах вылета и прилета. И когда командир в Москве принимает решение о вылете, он знает, что в аэропорту Якутска такая-то видимость, такой-то коэффициент сцепления. Примерно за полчаса до посадки он снова запрашивает информацию на случай, если погодные условия изменились.

Петр Докалюк, заместитель начальника аэродромной службы
Коэффициент сцепления, в первую очередь, важен для посадки самолета, но и при взлете он имеет значение. У пилотов есть такое понятие, как «скорость принятия решения»: это значение скорости, на которой командир решает, взлетать или нет. Если по какой-то причине экипаж решает вернуться, то пилот должен успеть затормозить в пределах взлетно-посадочной полосы. Длина ВПП всегда рассчитывается с учетом таких ситуаций, поэтому ее длина всегда больше, чем это необходимо для взлета.
Мы работаем по погодным условиям. При хорошей погоде осматриваем полосу четыре раза в сутки - в 8-9 утра, в 3-4-дня, в 8-9 вечера и на рассвете - в 4-5утра. И обязательно делается осмотр перед первым прибытием рейса, если был перерыв. В плохую погоду выезжаем чаще. Например, если идет снег или коэффициент сцепления на ВПП меньше необходимого, мы обязаны работать.

Юрий Шилин, сменный инженер аэродромной службы
Полная очистка полосы занимает около двух часов, но, как правило, времени у аэродромщиков меньше, ведь рейсы прибывают постоянно. Экипажи выходят на полосу в промежутках между взлетами и посадками, стараясь успеть как можно больше. В этом им очень помогает современная аэродромная техника. Раньше на время очистки полосу приходилось закрывать, и в этот период самолеты не садились и не взлетали. Сегодня это недопустимо - «Якутск» - международный аэропорт и согласно регламенту должен работать без перерывов.

Цех бортового питания начинает готовить горячую еду
В сутки мы готовим до 1500 порций бортового питания для пассажиров всех авиакомпаний. Горячее питание после приготовления направляется в камеру шоковой заморозки и далее хранится при температуре -5 градусов. Срок хранения - не более 6 часов, в случае, если рейс сильно опоздал или не вылетел вовремя, оно утилизируется.

Анжела Ахмедова, заведующая цехом бортового питания
Цех бортового питания начинает паковать ланч-боксы
Начинается регистрация пассажиров и багажа на рейс 110 Якутск-Москва
Регистрация пассажиров в аэропорту «Якутск» начинается за три часа до вылета, если речь идет о российских и международных рейсах, за два часа - если подразумеваются местные рейсы. Агенты подходят к стойкам регистрации за 10-15 минут до открытия, готовят посадочные талоны, фирменные бирки авиакомпаний. Когда все готово, сообщают об этом в информационно-справочную службу, которая выводит на табло данные о том, что регистрация на рейс открыта.

Елена Захарова, техник по учету - нормировщик
Агенты службы пассажирских перевозок вносят данные о пассажирах и багаже в специальную программу – у каждой авиакомпании она своя. За 40 минут до вылета программа автоматически закрывается, и если пассажир опоздал, внести в нее дополнения можно только с разрешения представителя авиакомпании. После регистрации и пассажиры, и их багаж в обязательном порядке проходят досмотр. Пассажиров досматривают инспекторы службы авиационной безопасности на входе в стерильную зону, багаж отправляют в багажное отделение, где его проверяют служебные собаки и сотрудники САБ.

К месту стоянки самолетов направляется специальный транспорт
Заступая на смену, мы в первую очередь смотрим «Истру» – программу, куда заносятся все сведения о рейсе. Затем информируем водителей о времени прибытия-вылета. В зависимости от этого ориентируем водителей – за 20 минут до прибытия к стоянке воздушного судна нужно подать туда всю необходимую спецтехнику: багажные машины, транспортёр для багажа, трап, автобус для пассажиров.

Наталья Левша, старший диспетчер 2-й колонны службы специального транспорта
Во время обслуживания самолета диспетчеры ССТ постоянно на связи - держат ситуацию под контролем и, в случае необходимости, отправляют дополнительные машины. После того, как самолет разгружен и заправлен, отправляют технику на вылет – трапы, багажные машины, машины с бортпитанием.

Техники инженерно-авиационной службы готовят телетрап к приему пассажиров
Телетрап начинают готовить за 15 минут до прибытия самолета. Сотрудники инженерно-авиационной службы проверяют огнетушители, колодки, освещение. Если обнаруживаются неисправности – сообщают об этом в ПДСП, чтобы успели заменить или подать подкатной трап.

Александр Финк, авиатехник
Самолет приземлился в аэропорту Якутска
Воздушное судно ставят на стоянку
При постановке самолета на стоянку используется специальная разметка. Зона приема обозначается восьмиугольником – заезжать туда без разрешения авиатехника аэропорта не имеет права никто. Задача регулировщика - подвести самолет к линии остановки, для каждого типа самолетов она своя. Если самолет движется не по оси, то техник направляет его в нужную сторону при помощи специальных сигналов. В темное время суток обязательно использование светящихся жезлов, днем могут использоваться обычные.

Жезлы имеют двойную окраску – красную и зеленую. Значение цветов такое же, как и в дорожном движении: красный – движение запрещено, зеленый – разрешено. Основные команды – «движение на меня», «стоп», «налево», «направо». Есть специальные команды, например, если у самолета включены фары, и их свет меня слепит, я могу посигналить об этом пилоту.

Сергей Головин, авиатехник
Высадка
пассажиров и выгрузка багажа
Наземные службы приступают к техническому обслуживанию самолета
Наземное обслуживание включает весь комплекс работ по приему самолета и подготовке к последующему вылету: обследование, заправка топливом, уборка, выгрузка и загрузка багажа, грузов и почты. Все эти работы контролирует инженерно-авиационная служба. В каждой смене четыре человека: три специалиста и начальник смены, который следит за всем процессом. Основная работа - встреча самолета, осмотр по прилету, открытие - закрытие грузовых люков, контроль за заправкой топливом, водой, сливом санузлов, противообледенительная обработка, буксировка.

Осмотр воздушного судна на наличие видимых повреждений – обязательная часть наземного обслуживания. Он выполняется по определенному маршруту. Начальная точка осмотра определяется документами авиакомпании, при этом важно, чтобы он был закончен в той же точке, откуда начался. В ходе осмотра мы должны убедиться, нет ли новых повреждений – следов от молнии, птиц, попавших в двигатель, то есть тех повреждений, которые можно определить без специальной диагностики. При обнаружении повреждений докладываем экипажу – он принимает решение, что делать дальше.
Борис Емельянов, заместитель начальника инженерно-авиацилнной службы
Загрузка бортпитания
Экипаж получает в штурманской документы для вылета

Экипажи российских рейсов приходят за час до вылета, международных – за два часа. Маленькие самолеты берут штурманский расчет у нас, крупные авиакомпании готовят его сами. Согласно последним полученным на этот момент данным, штурман готовит для них бюллетень предполетной информации - данные по метеоусловиям, готовности аэропорта прилета, условиям приема воздушных судов, а также сборник НАТАМНов, которые действуют по маршрутам полетов.
Артем Андрущак, начальник службы наземно-штурманского обеспечения полетов
На штурманскую подготовку дается 20 минут, за это время командир экипажа должен свести воедино все данные – метеоусловия, годность аэропорта прилета, условия приема. У каждого пилота есть свой уровень допуска - необходимый минимум, при котором он может совершать полеты, это как категория у водителей. Если этот минимум позволяет выполнить полет при существующих условиях, то он принимает решение о вылете.

Досмотр воздушного судна службой авиационной безопасности
Загрузка багажа пассажиров

Досмотр должен быть закончен за 40 минут до вылета самолета, поэтому инспекторы службы авиационной безопасности приходят за час до отправления. Большие самолеты осматривают два-три инспектора совместно с представителями авиакомпании или членами экипажа. Проверяются салон, багажный и технические отсеки в целях выявления посторонних предметов и людей на борту самолета. По итогам проверки заполняется перечень контрольных операций предполетного досмотра, который подписывают все присутствовавшие. Для безопасности пассажиров инспекторы САБ остаются на месте до закрытия входных дверей самолета.
Денис Амонов, сменный начальник службы авиационной безопасности
Начинается посадка пассажиров
Воздушное судно буксируют к месту
запуска двигателей
Все время , пока самолет стоит на земле, обслуживание рейса контролируют диспетчеры производственно-диспетчерский службы. Они координируют действия всех служб, чтобы каждая отработала четко и без задержек, в соответствии с технологическим графиком обслуживания самолета. У каждого воздушного судна он свой, например, на обслуживание Боинга 737 дается 1 час 20 минут. Работа сотрудников аэропорта «Якутск» заканчивается, когда самолет отбуксирован к точке взлета. С этого момента он поступает в распоряжение - службы организации воздушного движения, которая дает команду на вылет.

Рейс 110 Москва-Якутск вылетел в аэропорт "Домодедово"
Текст: Галина Мозолевская
Фото предоставлены пресс-службой АО "Аэропорт Якутск"
ЯСИА благодарит руководство АО "Аэропорт Якутск " за помощь в подготовке материала.
2018

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: