Что скрывает якутский ТЮЗ

Накануне премьеры спектакля ЯСИА узнал, чем живёт театр
14:00, 23 ноября 2018
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В Театре юного зрителя 24 ноября состоится премьера спектакля «Таптал баарын тухары…» по пьесе Уильяма Шекспира «Ромео и Джультетта». В разгар подготовки мы рванули в театр, чтобы своими глазами увидеть, как живёт закулисье, попрятаться за занавесом и узнать, какими предстанут перед нами главные влюблённые тысячелетия. Итак, закулисье ТЮЗ специально для ЯСИА.


Гражданин непосвящённый вряд ли рассмотрел в этом небольшом здании целый театр. Ан, нет – здесь, на Кирова, 25, находится ТЮЗ. Открываем тяжёлую массивную дверь и попадаем в уютный маленький холл: слева компактный гардероб, под потолком — фотографии артистов и художественного руководства в стиле поп-арт. Нас встречает главный художник театра Прасковья Павлова. Эта молодая энергичная девушка сразу предупреждает, что театр мы можем обойти за пять минут, так как помещение небольшое, но посмотреть здесь всё же есть на что.

Главное – любовь

В зале – репетиция. Полумрак. Тишина. И только тихий, мягкий, но требовательный голос режиссера Александра Титигирова. Артисты проходят танцевальную сцену. Поверить, что это Ромео и Джульетта почти невозможно — над сценой висят металлические пластины, на полу сцены — металлические фигуры, а актёр исполняет танец с явными якутскими элементами. Режиссер признаётся, что спектакль будет необычным, намеренно холодным, с национальными элементами, но главное в нём останется. «Что главное?», — спрашиваю я. «Любовь, конечно», — смеётся режиссёр.

Шьем Верону в якутской версии

Поднимаемся на второй этаж. Здесь в сети смежных помещений затаилась небольшая комнатка, набитая тюками, коробками, увешанная эскизами… Почти всё её пространство занимает закроечный стол, сбоку стоят швейные машинки и портняжный манекен, а в уголочке скромно висят уже готовые изделия. Пошивочный цех Театра юного зрителя первым поражает нас своей компактностью. Трудятся здесь два мастера: заведующая цехом Саргылана Петрова и швея Вилена Васильева.

Почти все костюмы готовы, остался декор. Сшито всё за две недели. Любопытно, но у Ромео в одежде появился розовый цвет, а Джульетта несколько раз сменит платье. Костюмы — удобные, потому что спектакль будет очень пластичным. Всего сшито больше 20 изделий. У каждого артиста, а их в постановке девять человек, по два-три костюма, все с объёмными элементами и из разных материалов. Как призналась Саргылана Петрова, а в театре она работает уже 17-й сезон, особенно она любит работать с кожей и фатином. Мастера сшитые костюмы характеризуют просто — «классика с элементами футуризма». В традиционные европейские силуэты вписаны якутские узоры. Смотрится необычно: казалось бы, Европа, но присмотришься – Азия. Верона в якутской версии.

«Люблю черный цвет, он чёткий, собирает всё в себя. Мне нравятся, как яркие краски выглядят на чёрном фоне. Поэтому я придумала такую чёрную актёрскую одежду, на которой появляются яркие детали того времени. У художника при работе не должно быть правил, если они появляются, ты попадаешь в квадрат, и оттуда уже не выбраться», — делится главный художник Прасковья Павлова. В декорациях будет та же тема, полный минимализм и яркие вкрапления. Опыт работы у художника большой, она отрисовывала почти все спектакли ТЮЗ, работала в кино.

Уникальная коллекция

В помещении рядом находится музей старинных предметов, который собирает директор театра Матрена Степановна Павлова. К ней в театре вообще отношение особое, сотрудники говорят, что она «в театр душу вкладывает». Как рассказала актриса Любовь Макарова, в музее очень много исторических предметов, которые Матрена Степановна привозит из поездок по Якутии, из других городов и стран. Есть здесь и старинные люльки, и чемоданы, и книги…

«А это седло нашего дедушки, он до 125 лет прожил. У нас почти столетняя театральная династия – семья Даниловых, и мы не могли не принести этот предмет (а седлу с серебряными пластинами уже два века) в музей. Привезли его из Горного улуса», — рассказывает актриса.

Кстати, это не единственная коллекция в театре. В кабинете худрука Алексея Павлова можно увидеть коллекцию кукол, в том числе куклу солнечного клоуна Олега Попова, с которой он играл в детстве.

«Выручай-комната» в ТЮЗе

Если в музее хранятся старинные предметы, то на полках бутафорского цеха, где нас встречает запах клея и краски, лежат тысячи самых необычных предметов! Попробовать перечислить и составить полную опись непросто: поролоновые птицы, маски из папье-маше, гитары, обручи, цветы, корзины, картины, шляпы, советские машинки, банки, лошадь… Комната напоминает ту самую «выручай-комнату» из Гарри Поттера, здесь есть если не всё, то очень многое!

Бутафор Порфиний Афанасьевич Петров умеет делать всё, даже оружие, правда, из дерева. Человек он скромный, и от интервью отказывается, за него всё рассказывают коллеги. «Они с Николаем Николаевичем Окошкиным – столяром театра — сработавшийся дуэт. Всё, что угодно соберут», — рассказывает главный художник Прасковья Павлова. В театре Порфиний Афанасьевич работает пять лет, до этого пять лет служил в Нюрбинском Театре.

Художники, которые могут всё

В соседней небольшой комнате работает художник Мария Иванова – докручивает и склеивает последнюю металлическую фигуру для спектакля. Вместе с ней — художник- дизайнер Егор Аммосов. Выясняется, что металлические фигуры людей собирают из сетки-рабицы. «Ушло два рулона: мягкая и жёсткая. Сейчас доклеим и начнём уже следующий спектакль готовить к Новому году – «Щелкунчик», — говорит Мария Иванова, которая служит в ТЮЗе десять лет. И действительно, на подоконнике уже лежат готовые мышиные уши.

ТЮЗ – театр небольшой, поэтому парикмахерских цехов или гримёров здесь нет. Есть только художники, которые одновременно и бутафоры, и постижёры (они парики изготавливают).

Одновременно работники закулисья готовят сразу шесть спектаклей, это и премьеры, и обновляемые спектакли репертуара. Работа кипит.

Третья смежная комнатка оказывается мастерской главного художника. Комнатка маленькая, но и тут всюду краски, инструменты. Замечаем маленькие окошки в стенах, которые выходят в зал. Нам объясняют, что здание это было построено в 1964 году и успело побывать и Дворцом пионеров, и кинотеатром (отсюда и окошки), а вот теперь стало театром, поэтому и места здесь очень мало.

Начинаем с вешалки 

В коридоре есть маленькая неприметная дверь – это костюмерная. Каждый костюм здесь знает Марина Корнилова — заслуженная актриса и одновременно заведующая костюмерной. Найти здесь можно всё: от сказочных костюмов до исторических камзолов, сюртуков и авангардных нарядов. Хорошая коллекция костюмов народов мира. Есть тут и одежда, которую принесли актёры и сотрудники. Директор театра Матрёна Степановна привезла предметы, сшитые ещё её бабушкой. Например, детские рукавички, а актриса Любовь Макарова платье халадай, тоже сшитое бабушкой.

После костюмерной заглядываем к администраторам и билетёрам. Главный администратор театра Венера Корякина, вместе с ней работают Татьяна Аммосова и Мария Андреева… Тут можно увидеть новые афиши, билеты, статьи о театре.

Работает каждый квадратный метр

Закулисье в театре небольшое. Декорации, в основном, хранятся в специальных контейнерах на улице. Всё очень компактно. Несколько маленьких гримёрок, где в среднем располагается по четыре-пять человек. Всюду фотографии. Есть тут и одна необычная комната – вся черная, и по её стенам — черные двери в гримерные. Здесь актеры обсуждают роли, пьют чай. В обычное время — это просто проходной смежный коридор, но иногда комната завешивается тканью, самые большие чёрные двери распахиваются, и комната становится частью сцены!

Сквозь них мы и выходим на сцену. За спиной остаётся закулисье, в лицо бьёт яркий свет софитов. Это значит, что за своим пультом находится Алексей Корякин, заведующий свето-музыкальной частью. Рядом с ним уже за своим пультом работает звукооператор Павел Неустроев. Проходим сквозь зал в 200 мест, и попадаем к ним в рубку. Алексей быстро демонстрирует нам возможности света: за секунду сцена окрашивается во все возможные цвета, одновременно звучит странноватая музыка… Театр продолжает репетировать Шекспира.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
24 апреля 24.04
  • $ 93,29
  • 99,56

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: