Как начать бизнес с нуля и за несколько лет успеть заработать репутацию надежного поставщика не только в республике, но и за пределами страны, как найти свою уникальность и где найти поддержку в вопросах экспорта, с ЯСИА поделились три предпринимателя, успешно вышедшие на мировой рынок.
Якутия успела за год не только повысить свое место в рейтинге инвестиционной привлекательности, но и качественно улучшить связи с иностранными партнерами в направлении экспорта. Уникальный климат и культура позволяют местным бизнесменам выгодно отличаться на фоне своих конкурентов из России и других стран — в республике и полезных ископаемых больше, и ягоды с чаем в разы вкуснее, чем где-либо.
Так, особой насыщенностью витаминами может похвастаться напиток из якутского иван-чая, который производит компания «СахаЧай». Сейчас она ведет переговоры по поставке в Японию продукции после исследования в лаборатории.
Как поделилась с ЯСИА руководитель компании Нюргуяна Заморщикова, местные травы тем и привлекают иностранных покупателей, что они особо богаты полезными веществами, потому что произрастают в крае, где растения «настроены» цвести быстрее, чтобы успеть прожить в короткий летний сезон. Именно этой истиной сегодня руководствуется создательница уже ставшего брендом Якутии чая. Сейчас ее предприятие включает три производственных цеха, а в год в магазины по всей республике и России поступают около семи тонн обработанных чайных листьев, а четыре года назад «СахаЧай» был всего лишь туманной идеей Нюргуяны и ее мужа.
«Мне предложил муж: «А почему нам не делать свой якутский чай?» Я подумала, что идея неплохая, ведь все пьют чай, а значит, покупатели будут. Начала гуглить, читать все о том, как производить свой чай, общалась с теми, у кого есть опыт в этом деле. В итоге мы решили войти в премиум сегмент и акцентировать высокое качество чая со сложной обработкой, то есть мы делаем скрученные листы, чья себестоимость выше гранулированных. Последний произвести легче — где-то 80% всего иван-чая в России выпускается именно в такой форме. А на Крайнем Севере вообще нет ни одного производителя чая. Мы первые заняли эту нишу в Якутии”, — рассказала Заморщикова.
В 2016 году они сделали первый килограмм чая. Составив бизнес-план, пошли по инвесторам, но никто не верил, что это дело может быть прибыльным. Пришлось залезть в кредит и продать машину, чтобы купить оборудование и продолжить гнуть свою линию, призналась руководитель одной из самых перспективных компаний в республике. И уже через год «СахаЧай» выпустила тонну своего продукта. В 2018 году эта цифра выросла до трех тонн, а в этом — 7,5 тонн.
Секретом своего успеха Нюргуяна считает то, что она сначала поняла, как продавать чай, работая в якутском филиале франшизы «Унция», а потом только приступила к собственному производству. «Многие же сначала делают, а потом продают, а у меня наоборот. Я продавала чай, а потом сама начала его делать, уже зная, где, как и для кого его продвигать. А вот показать свой продукт другим странам помог Центр поддержки экспорта, который организовал первую и судьбоносную бизнес-миссию для «СахаЧая» в Японию.
Мы и раньше сами ездили в разные страны, чтобы учиться и искать новое оборудование, но не находили партнеров — не знали как. Сотрудники Центра поддержки экспорта сами нашли для нас потенциальных партнеров, составили для них презентации товаров и назначили встречу. Это дорогого стоит, ведь одна из компаний тогда на нас «клюнула», с ней мы заключили соглашение о сотрудничестве. Сейчас мы ведем переговоры. Японцы очень заинтересовались нашим иван-чаем”, — поделилась Нюргуяна Заморщикова.
Придет время, когда иван-чай признают национальным напитком России. Скоро во всем мире поймут, что северные травы и ягоды самые вкусные и полезные. Чем севернее, тем лучше!
В не менее полезный продукт местные дикоросы превращает сельскохозяйственный потребительский растениеводческий кооператив «Тирэх», который производит варенье, сиропы, морсы. В их ассортименте изделия из брусники, красной и черной смородины, голубики, малины, черники, земляники и морошки. В производстве участвуют всего шесть сотрудников, но в год они вырабатывают около 30 тонн продукции, выкупая сырье у населения — ежегодно около 700 человек со всей республики сдают ягоды для варенья от «Тирэх».
В 2006 году, когда кооператив только создала бывшая учительница Антонида Барашкова, ягоды в таких больших количествах достать было еще трудно, ведь бизнес зародился в селе Сунтар, где жителям было куда привычнее готовить варенье самим, а не сдавать ягоды на производство и тем более покупать его в магазине. «Зачем покупать варенье? Когда можно сделать самим?» — считали практически все сельчане. Однако скоро для Сунтарского улуса и уроженцев ближайших районов это перестало быть единственным выходом, чтобы поесть вкусной ягодной сладости в холодную зиму.
«Тирэх» не за бесплатно брал сырье, так что со временем у кооператива появились постоянные «сборщики» — в основном малоимущие жители, для которых сбор дикоросов стал дополнительным заработком, который зависит от их же усилий — вот уж точно, сколько собрал, столько и получил.
«Тогда еще не было привычно населению — наши люди сами же собирают ягоды и сами варят их. Сперва получалось переработать только около пяти тонн ягод в год. Мы продавали в Сунтаре, Мирном, Нюрбе и Ленске. Но когда в 2012 году начали возить в Якутск — объем продаж увеличился в пять-шесть раз», — призналась Антонида.
Так, после прихода в столицу «Тирэх» стал поставлять свои варенье и сиропы не только в сельские детские учреждения, но и в десятки магазинов по всему Якутску — сегодня около 80% всей продукции реализуется именно в центре республики.
Теперь кооператив нацелен расширить свое влияние и на другие регионы России и даже на зарубеж. В этом году Барашкова начала сотрудничество с Центром поддержки экспорта — вместе со своими коллегами посещала образовательные курсы этим летом, а осенью благодаря ЦПЭ ездили на выставки в Москве, Уфе и даже в Шанхае. Во время фестиваля «Дни Дальнего Востока» в столице страны сунтарский кооператив принял первые заказы из иностранных государств.
«Мы отправили уже четыре посылки с индивидуальными наборами в США, Норвегию, Италию и Сингапур. Это пока небольшие заказы от частных покупателей, в комплект входили четыре бутылки с сиропом и шесть банок с вареньем. Расширимся — будем брать заказы и побольше», — поделилась Антонида.
К сожалению, как призналась руководитель «Тирэх», кооперативу пока не хватает оборудования и кадров для производства продукции на внешний рынок. По словам Барашковой, Китай, заинтересовавшийся поставками уникального варенья, запрашивает по 3-4 тысячи тонн в один присест, а максимум, на который способен сейчас цех — 50 тонн в год.
«Мы хотели бы везти продукты в Китай, а еще нам предлагали поддержку инвесторы из Японии. Спрос есть, но мощности производства не хватает. Мы хотели бы работать с высокотехнологичным оборудованием в Якутске. Все пока на уровне переговоров», — рассказала она.
«Тирэх» также планирует расширить свой ассортимент и выпустить в следующем году хвойно-ягодный напиток, над рецептурой которого сейчас работают сотрудники кооператива и лаборатории кафедры общей биологии СВФУ. Планов — вагон и маленькая тележка.
Но пока кто-то набирает вагоны идей, другие уже перевозят в них свой товар для экспорта. В октябре отгрузили первые 33,4 тонны сжиженного природного газа из Якутии в Монголию. Сейчас газ используют в качестве моторного топлива на муниципальном транспорте в Улан-Баторе.
Знаменательному событию в истории республики предшествовали два года переговоров, деловых встреч и обкаток производства ООО «СПГ» в Нижнем Бестяхе. Производство газа удалось организовать благодаря месторождениям, которые обеспечивают столицу республики, и разветвленной сети газопроводов по технологии, разработанной предприятием ООО «СПГ» совместно с ООО НПК «НТЛ». Самим сбытом занималась компания «СиТЭК».
«У нас есть опыт в экспорте, но впервые мы поставляли сжиженный газ по железной дороге, впервые перевозили его из Якутии, впервые доставляли его в Монголию. Громко называть себя первопроходцами, но никому действительно еще не приходилось это совершать», — отметил коммерческий директор ООО «СиТЭК» Роман Коваленко.
В любом бизнесе главное найти тех, кто действительно купит товар. Не спекулянтов и не посредников. Сегодня надо быть профессионалом рынка, чтобы не потеряться в лишних расходах
Но для того, чтобы наладить связь с партнерами, не всегда достаточно просто иметь нужный для них продукт. Общение — ключ для всех удачных сделок. Связью с Монголией во всех смыслах компанию обеспечил Центр поддержки экспорта, который предоставил переводчиков, которые помогали и при рабочих поездках и составлении документов.
Как ранее рассказал ЯСИА генеральный директор «СПГ» Александр Изместьев, предприятию понадобилась всесторонняя поддержка ЦПЭ, например, в оформлении необходимых сертификатов еще на начальных этапах сотрудничества с Монголией. Тогда нужный контейнер застрял где-то по дороге между Аргентиной и Якутией из-за отсутствия в пакете документов одного сертификата. Если бы не оперативная работа сотрудников ЦПЭ по оформлению той самой нужной бумаги, оборудование могло задержаться на несколько недель, а то и месяцев.
Сегодня газ из Якутии поставляется в Монголию, а завтра, возможно, уже в Китай. Как поделился с ЯСИА Коваленко, переговоры по поставке СПГ ведутся в настоящий момент с Китаем.
Все три кейса — это истории успеха небольших предприятий, начинавших с малого, не имевших богатого опыта работы с мировым рынком, ставшими пионерами в Якутии, которые начали поставлять продукты с Севера в другие страны. Даже за пару лет можно стать не просто хорошим производителем продуктов для своей родины, но и экспортером уникальных товаров для всего мира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: