«Достояние республики»: История якутских IT- стартапов

0
49
История якутских IT-стартапов
СНАЧАЛА БЫЛА ИДЕЯ
Для Якутии IT-технологии – это больше, чем просто информационные технологии. Для тысячи молодых якутян это не футурология, а осязаемое завтра, которое они строят сами и уже сегодня. Технопарк Якутия – то место, где стартует будущее республики.
Истории четырех IT-предприятий, четырех креативных стартапов, которые развиваются в Якутии. Итак, поехали!
«Смарт»
Как забытый пропуск стал причиной инновационной разработки
Трифон Шейкин в свои 29 лет - доцент кафедры многоканальных телекоммуникационных систем института математики и информатики СВФУ, директор ООО «Смарт».

В 2011 году окончил радиотехнический факультет Государственной морской академии им. адмирала С.О. Макарова. В 2014 году окончил аспирантуру на кафедре Автоматики и вычислительной техники ГМА им. адм. С.О. Макарова и защитил диссертацию на тему «Повышение эффективности мониторинга эксплуатационного состояния средств навигационного оборудования в прибрежной зоне». В сфере его научных интересов роевой интеллект, алгоритм муравьиной колонии, генетические алгоритмы, сенсорные сети.

В начале карьеры работал старшим инженером в отделе разработки специализированных средств связи, гидрографии и навигации компании «Техномарин». Фирма занимается разработкой и изготовлением оборудования для морского и воздушного транспорта.

В Якутске же за неимением возможности применить свои знания в подобной области решил открыть свое дело.

«В принципе долго над тем, чем заняться, голову не ломал. В Питере в нашей компании была пропускная система. И если ты забыл свой пропуск-карту, то надо было возвращаться за ним домой. Со мной это происходило не раз: полтора часа обратно до дома, столько же до работы. Так появилась идея совместить мобильный телефон и пропуск».

И началась работа над проектом «Система контроля и управления доступом с использованием мобильного телекоммуникационного устройства».


Трифон Шейкин
Мобильный телефон вместо ключей
- Разработка позволяет открывать двери с помощью мобильного телефона.

Сотруднику больше не надо носить с собой специальный пропуск, который можно легко забыть. По статистике, современный человек проверяет свой мобильный до 50 раз в день. А предприятию нет необходимости заказывать индивидуальные пропуски и устанавливать дорогостоящий NFC-считыватель.

Наша разработка отличается от всех остальных тем, что объем работ при внедрении мобильного доступа на предприятии сводится к минимуму. Решение «Смарт» позволяет не устанавливать дорогостоящий NFC-считыватель, а использовать обычный, при этом открывать дверь телефоном. Рядом со считывателем устанавливается NFC-метка. При взаимодействии с ней смартфон посылает сигнал с идентификатором пользователя и точки доступа на контроллер, который в случае успешной аутентификации пользователя посылает сигнал разблокировки на исполнительный механизм точки доступа.

Рабочий процесс выглядит так: администратор отправляет СМС с ключом, после чего пользователь прикладывает телефон к NFC-метке, и двери открываются. Решение удобно для использования в офисных зданиях, гостиницах, где действует наиболее рутинный процесс раздачи ключей. Связь между устройствами осуществляется по wi-fi.



Владелец сможет выдавать временные ключи работником сервисной службы для проведения работ в квартире. По окончанию работ ключ дистанционно отзывается.
Процедура передачи или генерации ключей становится не сложнее отправки сообщений в чате.

Путешественник может с помощью смартфона забронировать номер в отеле, оплатить за него и получить электронный ключ. При этом регистрация на стойке администрации в гостинице не требуется.

Покупка ячейки в камере хранения не потребует получения ключа, карты или хранения ПИН-кода в памяти. Достаточно будет внести оплату за требуемый промежуток времени для нужной ячейки и получить ключ по сети. Мобильный доступ может эффективно использоваться в тех ситуациях, где традиционные ключи или карты могут вызывать неудобства при использовании. Данное решение эффективно в организациях, где стоит задача выдачи в короткий промежуток времени большого количества пропусков (гостиницы, учебные заведения, бизнес-центры, камеры хранения).

Выигранный грант Окружной администрации Якутска позволил закупить дорогостоящее оборудование и сконструировать опытный образец. Поддержка «Технопарка Якутия» дает возможность двигать идею дальше.

«При внедрении функции мобильного доступа на базе NFC-считывателей в офисе с 4 точками доступа обойдется в 72000 рублей, а на базе метода NFC-меток, который разрабатываем мы, в 11000 рублей, - делится инноватор. – Предприятию не надо вкладываться в новое оборудование, а лишь приобрести наш коммутатор, который совместим с большинством представленных контроллеров на рынке».
Сейчас разработка проходит первые испытания. Установкой NFC-ключа заинтересовались в СВФУ, Технопарке Якутии, гостиницы в Якутске, владельцы частных домов.

А ее автор, инноватор Трифон Шейкин, в мае этого года получил золотую медаль Московского международного салона изобретений и инновационных технологий «Архимед-2017».

ООО «Прайсбокс»
Как желание стать таким, как Цукерберг, помогает тысячам якутянам
PriceBOXуниверсальный агрегатор доставок. Его главное отличие от других – универсальность. С помощью этого мобильного приложения можно заказать на дом всё что угодно: продукты, воду, лекарства, цветы и даже услуги.

Что касается организаций, то для них выгода очевидна — новые каналы сбыта и комплекс инструментов для привлечения и удержания клиентов.

Платформа позволяет отслеживать акции и распродажи, получать скидки и бонусы у организаций со всего города напрямую из мобильного устройства.


Вячеслав Афанасьев, директор ООО «Прайсбокс», до того, как создал мобильное приложение PriceBOX, торговал косметикой и водил экскурсии по Анталии.

Окончив в 2000 году Саха-Турецкий Анатолийский колледж, поступил в Dokuz Eylul University в Измире Турции. Получая образование экономиста, работал гидом в курортных городах Анталия, Кемер, Кушадасы, а затем в Стамбуле - в международной выставочной компании. Затем судьба занесла Вячеслава в Москву, где назначили начальником отдела продаж в оптовой компании.

В Якутск экономист, свободно владеющий турецким и английским языками, переехал в 2014 году. Здесь он открыл цех по производству железобетонных конструкций, но, как сам признается, «цех не пошел». Однако Вячеслав не опустил руки и открыл с супругой магазин, торгующий косметикой…
"Я, конечно, мог рассказать легенду о том, как, таская огромные коробки в оптовой базе на Чернышевского, меня вдруг осенило, что нужен именно такой сервис, который мы сейчас имеем. Но все гораздо прозаичней".
Вячеслав Афанасьев
В конце 2015 года, начитавшись различных мотивирующих статей в интернете про IT-стартапы, появилось острое желание создать бомбический проект и начать грести деньги лопатой, как Марк Цукерберг, ну, или хотя бы как Павел Дуров.

Благо за примерами далеко ходить не надо было. Как раз в то время у всех на слуху были наши якутские проекты InDriver и MyTona.

Процесс поиска нужного проекта длился довольно долго. Перебирались самые различные сферы, начиная от соцсетей и новых мессенджеров, заканчивая различными платежными системами. Решил остановиться на e-commerce и создать определенную торговую площадку, где покупатель и продавец могли найти друг друга.

Первый прототип был неким симбиозом справочника цен, дисконтной системы, ленты акций и распродаж и агрегатора доставок.

Цель была весьма амбициозная: в Якутске подписать договоры минимум с 600 организациями и начать продавать франшизу в другие города.
Создав первый прототип, ребята составили коммерческое предложение и начали обзвон потенциальных покупателей, при этом параллельно искали инвестиции.

Инноваторы предлагали организациям размещаться в первое время бесплатно, пока не раскрутится проект, а в дальнейшем платить небольшую абонентскую плату. Задумка была следующая: собрать на площадке как можно больше организаций и в будущем брать у них совсем небольшую ежемесячную мзду.

Создателям казалось, что совсем чуть-чуть, и все люди начнут пользоваться их сервисом, а организации будут платить абонентскую плату, придут новые предприятия с желанием разместиться.

«Но момент «заживём!» все оттягивался, - вспоминает Вячеслав. - Скачивания шли медленно, статистикой нельзя было похвастаться, соответственно, с клиентов начать требовать абонплату было не совсем правильно. Оставалась надежда на инвестиции, но и там был нулевой результат. Ресурсы стремительно иссякали, начался самый сложный период: сомнения. Родители негодовали и все время спрашивали, когда устроюсь на работу. В семью денег не приносил, благо, у нас с супругой есть небольшой бизнес, он и выручал».

Но ребята из команды «Прайсбокс» не опустили руки. Они доработали платформу и начали продвигать ее с утроенной силой. Вдохновения добавил и тот факт, что они стали резидентами «Технопарка Якутия», а значит, появились офис и всесторонняя поддержка.

Компания создала инструмент, ускоряющий загрузку товаров в приложение. Весь многотысячный ассортимент большого супермаркета может быть загружен в приложение «PriceBOX» в очень короткий срок. А интеграция с «1С» позволяет клиенту легко отслеживать остатки по ценам и наличию.

Доставка осуществляется силами самих торговых предприятий. Для тех магазинов, у кого нет такой услуги, компания «Прайсбокс» в Якутске разработала и запустила свою службу доставки. Уже внедрена так называемая турбо-доставка (пока для воды и обедов), благодаря которой клиент может получить свой заказ за считанные минуты.
Но и это еще не все. Пиложение «PriceBOX» захватывает другие города России. Подписаны договоры франшизы с Ростовом на Дону, Краснодаром, Новороссийском, Сочи и Серовым из Свердловской области. И еще порядка десяти городов высказали желание работать с якутскими инноваторами по франшизе. То есть теперь «Прайсбокс» не только продает товары и услуги, но и саму идею.

Так что на третий год работы амбициозные цели ребят начали исполняться.

«Анвол»
Как якутские холода стали причиной инновации
Знакомьтесь: резидент «Технопарка «Якутия», молодая компания ООО «Анвол» с проектом «Уличный free wi-fi».

Благодаря этой инновационной разработке у горожан появилась возможность подключаться к уличному wi-fi круглый год: и в жару, и в холод. Правда, пока это небольшой отрезок проспекта Ленина – от кинотеатра Центральный до площади Орджоникидзе. В планах обеспечить весь проспект бесплатным доступом в Интернет.

Анатолий Никифоров, директор ООО «Анвол» - студент заочного отделения юридического факультета СВФУ. До этого получил средне-специальное образование в ЯГИТИ (сейчас это Технологический институт СВФУ). Еще во время студенчества начал заниматься предпринимательством, у Анатолия уже тогда было свое ИП. Его интересует все, связанное со сферой связи и информационных технологий. В свободное время занимается спортом.

Идея создания уличного роутера витала в воздухе. Она интересна тем, что на сегодняшний день таких реализованных крупных проектов не много. В России подобное есть лишь в крупных городах - Москве, Новосибирске и Казани".
Анатолий Никифоров
"Инновационность нашей идеи состоит в том, что мы модернизировали заводские оборудования. Если заводской роутер выдерживает до -30 градусов, то это его критическая минимальная температура. Наши же модернизированные маршрутизаторы будут обогревать изнутри сами себя и блок питания. Морозы они выдержат до -55 точно", - говорит инноватор.

Морозоустойчивые роутеры было решено установить на опорах фонарных столбов. Оборудование стоит через одну опору наружного освещения. Самонесущий изолированный провод прокладывается на каждой опоре. Сложность работы состоит в том, что устройство кольцеобразно: по обеим сторонам улицы каждый сегмент образует кольцо. Поэтому, чтобы проложить дорогу, надо не просто пойти в одну сторону улицы, а вернуться обратно к началу и начать заново.

Прокладка оборудования – это технически сложный момент. От одной опоры до другой опоры расстояния разные, а один роутер работает в радиусе 50 метров в обе стороны. На каждый роутер интернет не подключается: только 7-8 роутеров из ста будут работать как инжекторы. Инжекторы – это те роутеры, которые принимают непосредственно интернет и распространяют между другими роутерами.
В Якутске из-за очень низких температур круглогодичное предоставление доступа к Интернету в общественных местах (на улицах, площадях, в парках и т.д.) проблематично. Обычные роутеры могут работать лишь до минус 15 градусов
Передние части близлежащих домов тоже будут захвачены сетью, но она будет ловить только у окон – железобетонные конструкции сеть не пробивает. «Мы работаем на частоте 2.4 ГГц – это довольно таки засоренная частота, на самом деле. Мешать работе может многое, но за счет массовости концентрации роутеров будем добиваться более-менее качественной связи», – говорит Анатолий Никифоров.

Пока улучшенный роутер действует в отрезке от кинотеатра Центральный до площади Орджоникидзе. Скорость предоставляемого интернета – 20 мб/с. Им могут пользоваться не только прохожие, но и те, кто находится в близко расположенных офисах, проезжающие в автобусах.

Авторы проекта хотят, чтобы благодаря wi-fi на улице хорошо работал Skype. «Представьте: турист приехал к нам в Якутию и, общаясь с родными, он рассказывает, что в Якутии есть бесплатный уличный wi-fi, - говорит Анатолий. - В крупных городах он есть только в парках, где-то в ТРК, местах массовых скоплений людей. Наша задача состоит в том, чтобы он был повсеместно – не только там, где много народа, чтобы человек подключился и сидел на одном месте из-за бесплатного Интернета, а мог спокойно передвигаться по городу и всегда быть на связи».
Кроме «Технопарка Якутия», молодая компания получила поддержку администрация города Якутска, которая не только помогает, но и принимает непосредственное участие в проекте «Уличный wi-fi». Авторы выражают ей огромную благодарность.

Сейчас команда «Анвол» работает над тем, чтобы роутер стабильно функционировал на проспекте Ленина на протяжении от кинотеатра «Лена» до площади Орджоникидзе.

И, кстати, оборудованием уже заинтересовались зарубежные инвесторы.

«Я думаю, этот проект будет выгоден для всех – для населения, для города, для администрации. Мало кто может похвастаться публичной wi-fi сетью. В Анапе есть подобная сеть, но она работает не круглый год, а только в сезон курортов и не отличается большой удлиненностью», – делится Анатолий Никифоров.

Многие предприниматели, нацеленные на дальнейшее развитие по всей России, знают: то, что «выстрелит» в Якутии – «выстрелит» практически в любом другом городе. Потому что в республике самые сложные климатические условия, самые разновидные слои населения, разнообразный контингент – все это в сумме дает очень хорошую площадку для эксперимента.

«Продвижение»
Как отрицательный опыт стал положительным примером
Разработчики этого инновационного проекта уверены, что самые красивые места для отдыха спрятаны в глубине нашей необъятной страны.
А для того, чтобы решиться посетить эти необычайно живописные места, хорошо бы иметь надежного гида, который будет сопровождать вас во время всего путешествия.

Таким проводником может стать портал TourToRu. Сайт содержит всю информацию, необходимую для туриста (туры, маршруты, базы отдыха, описание исторических и других интересных мест Якутии), - можно просто ознакомиться с информацией или приобрести тур.

Идея создания проекта «Туристический портал» возникла на собственном отрицательном опыте разработчика.

Два года назад рекламист с дипломом режиссера Санкт-Петербургского института кино и телевидения Евдокия Павлова и сотрудник Сбербанка с дипломом финансиста Анна Слепцова решили поехать отдохнуть где-нибудь в Якутии. Подруг интересовал экотуризм – сплав, рыбалка и прочие прелести экстремального якутского туризма.


Евдокия Павлова, директор ООО «Продвижение»:

Мы нигде не нашли полной информации. Надо было искать странички фирм в социальных сетях, отдельные сайты. Все это заняло очень много времени.

Так и зародилась идея создать сайт, объединяющий все туристические предложения по Якутии. Мы его назвали yakutiatrip.com.

Но продвижением особо не занимались, дальнейшую работу по нему не вели. А через год увидели, что он вызывает интерес, причем зарубежных туристов. Поэтому было продолжить работу и создать уже международный мультиязычный портал ТourToRu.


Сейчас на сайте можно найти информацию практически по всем существующим в Якутии турам, базам отдыха, ценам на услуги. Здесь же можно оставить заявку, забронировать место отдыха, оформить авто в прокат.

То есть путешественнику нужно просто зайти на сайт ТourToRu, найти заинтересовавшее место, кликнуть на него и получить исчерпывающую информацию, вплоть до местоположения на географической карте.

В прошлом году ООО «Продвижение» со своим стартапом стало резидентом «Технопарка Якутия». Девушки говорят, что это помогает им развиваться как лично, так и в плане продвижения портала.

«Перед нами стоит задача хорошо «упаковать» проект, чтобы привлечь инвестиции, - делится Евдокия. - В планах охватить все регионы страны, где предлагается экотуризм - Бурятию, Алтай, Коми и другие».

В данный момент инноваторы работают над разработкой мобильного приложения.

Евдокия уверена, что у их проекта большие перспективы:

- На нашем сайте могут зарегистрироваться все организации, предоставляющие туристические услуги. В идеале это могут сделать даже бабушка иди дедушка из глубинки, которые желают организовать туры, разместить у себя дома туристов. Некоторые иностранные туристы интересуются возможностью посмотреть, как живет местное население, хотят участвовать в грибных и ягодных турах. Так что в этом направлении работы непочатый край.

ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ
Мы рассказали вам о четырех IT-проектах, четырех смелых идеях с момента их возникновения и до реального претворения в жизнь.

Это истории четырех молодых людей, которые уже сегодня делают наше будущее.


Над проектом работали:
Ирина Мартынова
Журналист
Николай Борисов
Верстка
Андрей Сорокин
Фото