Будущие работники железных дорог. Как транспортный техникум в Нижнем Бестяхе готовит специалистов

0
885

С открытием пассажирского сообщения от станции Нижний Бестях выросла популярность среди профессий, которые связаны с железной дорогой. Примечательно, что образование можно получить здесь же, в транспортном техникуме.


В основном техникум готовит студентов по железнодорожным специальностям, которые делятся на три направления — техническая эксплуатация подвижных составов, организация управлений на железнодорожном транспорте, строительство железных дорог. Кроме этого имеются специальности «Мастера по ремонту автомобилей», «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», «Подъёмно-транспортные машины».

Набор на обучение осуществляется на базе 9 и 11 классов. После 9 класса здесь ребят учат на сварщика и строителя автомобильных дорог и аэродромов. После 11 класса можно поступить на железнодорожные направления.

Сейчас в техникуме учатся 299 студентов, большую часть которых составляют юноши. Единственная группа, где есть девушки, – это «Организация перевозок и управлений на транспорте».

«Для меня жизнь дороги интересна. Меня не пугает, что работа будет сложной. Наоборот, это захватывающе!» — поделилась с ЯСИА студентка 1 курса Екатерина Воронистая из Хандыги. В будущем она станет либо диспетчером поезда, либо дежурной по станции.

В техникум приезжают учиться почти со всех районов республики. Но основную часть составляют студенты из центральных районов – Чурапчинского, Таттинского, Усть-Алданского, Амгинского.

Учебное заведение имеет свой собственный полигон, различные мастерские — токарную, электромонтажную, сварочную и слесарную. Есть и большой гараж.

Студент 2 курса Владимир Филиппов из Амгинского улуса в токарной мастерской создал хомус и научился играть на нем. «Я учусь на «Эксплуатации подвижного состава». Хомус мы делали почти две недели. Это очень сложно — одна ошибка и все приходится переделывать заново. А учиться здесь несложно, главное — не пропускать лекции», — рассказал юноша.

Техникум богат различными тренажерами, где студенты отрабатывают практические навыки. Так, например, по управлению локомотивом. Один — маневровый, другой — магистральный. Студентов обучают навыкам вождения, подаче сигналов, учат, как правильно трогаться и тормозить. Тренажер воссоздает реальный маршрут — от Нерюнгри до Томмота. Именно на нем будущие машинисты делают свой первый шаг к профессии.

«Тренажер очень удобный, реалистичный. Наверно, некоторым ездить по рельсам покажется монотонным и скучным, но для меня — это очень интересно. Мы так узнаем лучше о нашей профессии и нам в будущем будет не сложно осваивать всё на рабочем поле», — рассказал третьекурсник техникума из Амгинского улуса Айсен Судинов. После выпуска он будет работать как помощник машиниста, а сейчас он готовится к национальному отбору WorldSkills Russia, который состоится 15 апреля.

Будущие диспетчеры поездов и дежурные по станции также имеют свои тренажеры. Они оттачивают свои навыки на микропроцессорной централизации от компании Bombardier Transportation. Такие централизации есть во всех железных дорогах. Программа полностью дублирует станцию Нижний Бестях.

«При трудоустройстве на станцию им не нужно переучиваться. Они здесь уже получают необходимые навыки: принимать и отправлять поезда, подавать и убирать вагоны, формировать и расформировывать составы. Раньше все это приходилось делать на пульте-табло дежурного по станции, а сейчас это все на компьютере и легко осваивается», — рассказала Татьяна Кузьмина, заместитель директора техникума по учебно-производственной части.директор

Так как на обучение приезжают несовершеннолетние дети, в техникуме активно идет работа с родителями. Они могут в любое время остановиться в общежитии в гостевых комнатах, чтобы навестить своего ребенка.

Кстати, техникум располагает благоустроенным общежитием на 250 мест. Есть все необходимое: кухня, медпункт, комната отдыха, тренажерная.

«В каждой комнате есть холодильник, кухня очень удобная. Также радует то, что в одном блоке живут одни девушки, а не вперемешку», — рассказывает студентка 2 курса Алена Татаринова.

Выпускники после учебы в основном трудоустраиваются в компанию «Железные дороги Якутии», но большая часть продолжает образовательный процесс в вузах.

А некоторые выпускники даже преподают в своей альма-матер. Дьулустаан Саввин, выпускник 2017 года, является преподавателем спецдисциплины «Техническая эксплуатация подвижного состава, вагона». После учебы он устроился в «Железные дороги Якутии» осмотрщиком и ремонтником вагонов, где работает до сих пор, а преподавать приходит в свободное время.

«Работать с вагонами сложно. Вагонники отвечают за безопасность движения и грузовых, и пассажирских. Работа ответственная, требует много внимания. Я учу ребят находить нарушения и устранять их», — рассказал он.

В целом, вопрос трудоустройства студентов стоит остро — у работодателей очень строгие требования по состоянию здоровья. Работники проходят жесткую комиссию, почти как у космонавтов, и только потом допускаются к работе. Все это делается в первую очередь в целях безопасности.

«К нам поступают дети, которые мало себе представляют, что такое железная дорога. Поэтому у нас бывают отсевы, которые достигают 10%. Это наша большая проблема. Вот почему, на мой взгляд, должна быть сильная профориентационная работа. Человек со школы должен знать, куда он хочет идти работать», — рассказал директор техникума Василий Петров.

Поэтому при поступлении у студентов тщательно проверяют здоровье. Если студент хочет поступить на техническую эксплуатацию подвижных составов, то у него должно быть безупречное зрение. Даже при зрении минус 1 студент не допускается к обучению и становится автоматически негодным.

«В последнее время состояние здоровья ребят желает оставлять лучшего. Техника очень влияет на зрение, а сидячий образ жизни — на здоровье в целом», — отмечает руководитель учреждения.

Периодически в техникум приезжают школьники, чтобы расширить свой профориентационный кругозор. Им проводят экскурсию и рассказывают о профессиях.

Производственная практика у ребят начинается со второго курса, с марта длится три месяца. Практика по большей части проходит в Алдане.

Техникум всячески поддерживает своих студентов. Например, в учебном заведении учреждена стипендия главы Мегино-Кангаласского района – она вручается раз в год выпускникам в размере 10 тысяч рублей. Кроме того, вручается именная стипендия заслуженного работника жилищно-коммунального хозяйства России, депутата Госсобрания (Ил Тумэн) Александра Романова в размере 2-3 тысяч рублей ежемесячно в течение семестра двум отличившимся студентам.

В столовой организовано бесплатное питание для 56 студентов льготной категории – малоимущих и сирот. Меню всегда разнообразное, а цены демократичные.

«Стараемся, чтобы все ребята получали питание. Также следим за рационом наших несовершеннолетних студентов. После девятого класса дети чаще всего не самостоятельны, а одной «лапшой быстрого приготовления» сыт не будешь, да и вредно это для здоровья», — делится директор.

Техникум также уделяет большое внимание воспитательной работе. Здесь сильно поддерживаются студенческие инициативы. В техникуме действуют три органа самоуправления – это студенческий совет, старостат и студенческий совет общежития. На следующей неделе у них состоятся выборы новых председателей. Их основная деятельность – это представление интересов студентов. Они участвуют в согласовании локальных нормативных правовых актов, которые касаются деятельности студентов, и активно участвуют в обсуждении всех вопросов, которые касаются студентов.

«Мы открыли открыли спортивно-патриотический клуб в рамках Года патриотизма в Якутии. Еще у нас работает отряд главы, инициатива действует с 2016 года, совместно с муниципальным образованием. Ребята ведут волонтерские и строительные работы. Действуют и строительные отряды, они заняты в летний трудовой сезон. Помимо этого действует волонтерский отряд, который в 2020 году будет в составе движения «Волонтеры Победы»», — проинформировала Галина Тен, заместитель директора техникума по воспитательной работе.

Сердце каждого учебного заведения — конечно же, библиотека. В техникуме она очень современная — здесь работает станция самостоятельного обслуживания. Студент без помощи библиотекаря может сам записать на свой электронный билет книги, возвращать их и даже узнать, какие издания у него еще на руках. Библиотека обладает обширной специализированной литературой —  более 20 тысяч экземпляров. Здесь имеется электронный музей, где можно прочитать информацию о техникуме, о создании железной дороги в России, о том, как обучают будущих покорителей рельсов в других вузах и ссузах и многое другое.

Как и все организации СПО в республике, техникум заинтересован в участии на чемпионате WorldSkills. В этом году региональный чемпионат состоялся в ноябре. В техникуме он проводился по четырем компетенциям – управление локомотивом, экспедирование грузов, управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, контроль состояния железнодорожного пути. Студенты техникума также принимают участие в соревнованиях по таким компетенциям, как сварочные технологии, ремонт и обслуживание легковых автомобилей и геодезия.

«Сейчас готовимся на российский уровень в отборочный национальный финал, который начнется с 15 апреля», — говорит директор Василий Петров.

По понедельникам в техникуме преподаватели спецдисциплин ходят в парадной форме, как и студенты. Примечательно, что инициатива ввода парадной формы шла от самих же студентов. До этого ребята носили обычную синюю рубашку.

А началось все так: студенты техникума пошли на мероприятие и сели рядом с учащимися авиационного училища, у которых была опрятная парадная форма. Не трудно представить — фуражки, пиджаки, белые перчатки — всё торжественно. Транспортники каждый день на учебе в качестве формы носят синюю рубашку. Именно в ней они были в тот день. После мероприятия студсовет поспешил к директору с инициативой о том, что в техникуме должна появиться парадная форма.

Чтобы студенты не пропускали занятия, по понедельникам проводятся линейки, чтобы настроить ребят на учебную неделю. «Мы ведь ребят готовим к режимной работе, они не должны опаздывать. Они должны быть дисциплинированными и организованными», — отмечает директор.

Руководство техникума заметило, что те, кто более ориентирован на трудоустройство и быстрее хотят получить профессию, идут в средние учебные заведения. Плюс престиж среднего образования повышается, подкупает практикоориентированность. Да и работники путей получают немаленькую зарплату. Например, труд помощника машиниста оценивается в среднем в 70 тысяч рублей. Так что, ребят можно только похвалить и пожелать удачи в покорении такого сложного направления, как железная дорога.