«Обеспечение Севера»: Автозимники

    11826
    спецпроект "Обеспечение Севера"
    Автозимники
    Для многих районов Якутии, особенно северных регионов, характерна тундровая зона с непроходимыми для колесной техники заболоченными участками. Поэтому сегодня автозимники остаются важной артерией транспортного сообщения с отдаленными поселениями.

    Об этом и существующих трудностях при пробивке зимних дорог мы расскажем о очередном выпуске спецпроекта "Обеспечение Севера".
    С чего начинается работа
    Зимник - участок автомобильной дороги, эксплуатация которого возможна только при минусовой температуре. Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы. Путь может проходить по замёрзшему льду рек и озёр.
    Пробивка автозимника начинается с изучения будущего пути и трассировки. Обычно ее выполняют на вездеходах или снегоходах. Вешками обозначаются сложные места, где есть болотистая местность или тонкий лед.
    Заодно утаптывается снег, это способствует более быстрому промерзанию грунта, русел рек и водоемов. В некоторых случаях применяется наморозка льда.
    Затем на пробивку и расширение пути выходит легкая либо тяжелая спецтехника, в зависимости от грузоподъемности участка.
    После этого устанавливаются дорожные знаки, информационные щиты, на которые водителям стоит обращать особое внимание.
    О сложных и проблемных участках автозимников
    В республике в целом открытие автозимников шло по графику. В настоящее время дорожные службы прилагают все усилия, чтобы обеспечить транспортное сообщение на участке "Андрюшкино - Колымское" автодороги "Арктика".

    В Нижнеколымском и Среднеколымском районах сложности возникают уже второй год - здесь выпадает аномальное количество снега, и стоит относительно теплая погода. Все это в совокупности не дает промерзнуть почве, рекам и озерам и обрести достаточную грузоподъемность на отдельных участках автозимников.


    Не промерзают не только ледовые участки, но и тундра. В этом году очень много провалов техники, в том числе на сухопутном пути, но ситуация по сравнению с прошлым годом намного лучше, констатируют дорожники.

    В свое время весь зимник прокладывался по реке Колыме, и каждый год случались провалы техники. Из-за этого власти приняли решение максимально уходить на сушу.

    С другой стороны, водители, несмотря на запрет, продолжают пользоваться сухопутным путем до поздней весны. В результате пробивается глубокая колея, которая размывается водой с таянием снега. Она может достигать глубины до 2 метров.

    В дальнейшем это приносит дополнительные трудности дорожникам при открытии зимников.
    Из-за тяжеловесов по сухопутным дорогам проблемы постоянные. Зимники у нас закрываются в апреле, но машины продолжают ездить. Все это выливается для нас в большие дополнительные затраты.
    Николай Сивцев
    Генеральный директор Управления автомобильных дорог РС(Я)
    Провалившуюся под лед технику вызволяют с помощью выморозки.

    Это процесс может занять недели в зависимости от того, насколько глубоко увяз транспорт.

    Такая же технология применяется при ремонте наружного оборудования судов в местах отстоя на руслах рек в зимний период, когда слой за слоем выбирается лед с расчетом, чтобы в майну не просачивалась вода.

    Первые автозимники в Якутии
    Уже в 30-е годы прошлого века дорожники и автомобилисты стали присматриваться к дореволюционным почтовым трактам, которые поддерживались лишь силами местного населения и использовались только для гужевого транспорта.
    В числе первых взоры обратили на Вилюйский тракт, и зимой 1936 года был проведен первый пробный автопробег Якутск-Вилюйск.
    В документах отмечалось, что «пробег был осуществлен с большими трудностями, но, тем не менее, показал, что при незначительных капитальных вложениях существующую дорогу можно превратить в автозимник и установить регулярное авто- и гужевое движение в город Вилюйск».
    Началось интенсивное продвижение на северо-восток республики вслед за открытием и началом разработки месторождений полезных ископаемых. Из-за отсутствия промежуточных баз доставка в Верхоянский район продовольствия, техники и необходимого оборудования осуществлялась прямо из Якутска.
    По свидетельству историков, десятки, а порой и сотни тяжелогруженых подвод, тянулись с перевалочной базы в устье Алдана через заснеженный Верхоянский хребет. Во второй половине 1938 года было решено пробить первый автозимник и завезти по нему не менее 2300 тонн различных грузов.
    Из Якутска в Эге-Хая вышла автотракторная колонна в составе 8 машин и 3 тракторов. Она должна пройти 1100 километров через тайгу, горные перевалы и тундру. Колонна доставит грузы в район, где будут разрабатываться месторождения редких металлов.
    Газета "Правда", 29 декабря 1938 года
    Эта задача в сложных условиях была успешно выполнена. Важно сказать, что колонна добиралась из Якутска до рудника Эге-Хая два месяца, а на обратный путь потребовалось лишь шесть суток. Следом в ту суровую зиму автотранспортом «Якутолова» было доставлено на рудник много различных грузов. Так был открыт первый автозимник через Верхоянский хребет.
    В Якутии самый протяженный автозимник - на автомобильной дороге "Анабар", длина его пути - 1019 км. Общая протяжённость автодорог в Якутии составляет 36 тысяч км, из них 70% - автозимники.
    Наиболее известный зимник был проложен по Ладожскому озеру во время блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Он стал единственным путём, соединявшим осаждённый город с Большой Землёй.

    Самый длинный в мире ледовый автозимник проходит по замёрзшему морю на территории Чукотки и соединяет город Певек с труднодоступным селом Айон; его протяжённость составляет 120 км.
    Жёлтым цветом показаны круглогодичные дороги, а зелёным - зимники.
    Текст: Аркадий Васильев
    Фото: Мария Васильева
    Верстка: Санаайа Иванова