Не наказывать, а предупреждать: Как «ЯТЭК» намерена минимизировать антимонопольные риски компании

    3022

     

    Руководство ОАО «ЯТЭК» характеризует прогрессивное мышление, доказательством чему служит проводимая внутрикорпоративная политика. Одно из последних мероприятий — семинар для сотрудников на тему антимонопольного комплаенса.


    Ни для кого не секрет, что антимонопольные ограничения нередко воспринимаются бизнесом как ненужные препятствия. Однако риски такого подхода очевидны и очень велики. Организации, достигшей определенного размера и положения на рынке, необходимо строго следовать антимонопольным нормам.

    Для проведения семинара в Якутск приехали начальник Правового управления ФАС России, член Президиума ФАС Артем Молчанов, заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС Мухамед Хамуков.

    Антимонопольный комплаенс – это система мер, позволяющих предотвратить нарушения антимонопольного законодательства сотрудниками компании.

    Цель комплаенса, в том числе антимонопольного, не «схватить за руку», а добиться блокировки незаконных решений самими сотрудниками по их собственной инициативе. Для этого в первую очередь необходимо повысить правосознание: каждый сотрудник должен быть заинтересован в том, чтобы действовать строго в рамках закона, не прикрывая свои решения ответственностью системы или руководителя.

    Очень важно убедиться, что работники компании осознают: увеличение продаж и борьба с конкурентами требуют соблюдения определенных правил. Антимонопольные аспекты – неотъемлемая часть общей политики компании по соблюдению законодательства. Нужно комплексно развивать культуру уважения к закону, и таким образом можно добиться существенного сокращения публично-правовых рисков.

    Артем МОЛЧАНОВ, начальник Правового управления ФАС России, член Президиума ФАС:

    — Мы прибыли в Якутск по приглашению компании «ЯТЭК». Применение компанией «ЯТЭК» антимонопольного комплаенса — весьма интересная инициатива, которая должна привести к хорошим и позитивным результатам. На семинаре обсуждали разнообразные вопросы применения антимонопольного законодательства. Что значит антимонопольный комплаенс? Это система механизмов, направленных на недопущение нарушений антимонопольного законодательства и уменьшения конкуренции. Планы крупнейшей топливной компании расцениваю как замечательное проявление продуманных действий. Мы приветствуем подобные мероприятия.

    То, что компания «ЯТЭК» приняла решение заняться именно вопросами недопущения нарушений, на наш взгляд, весьма выгодно как для рынка, так и для государства и потребителей. Искренне надеюсь, что такая политика даст положительный эффект.

    Владимир КУДРЯВЦЕВ, директор Московского представительства ОАО «ЯТЭК»:

    Антимонопольный комплаенс утвержден приказом руководителя компании 5 декабря. Сегодня состоялось обучение сотрудников, руководящего состава, экономического и юридического подразделений. Коллеги получили информацию о системе предупреждения антимонопольных рисков в работе. Мы очень рады, что представители федеральной антимонопольной службы нашли время нас посетить и провести нужный нам семинар.

    Александр СМИРНОВ, исполнительный директор ОАО «ЯТЭК»:

    — Мы обучаем персонал, чтобы не допускать впредь никаких нарушений в деятельности компании. Чем вызвана необходимость проведения семинара? Во-первых, нарушения влекут риски для самого предприятия, во-вторых, имиджевые риски. Могут быть причинены неудобства нашим клиентам. «ЯТЭК» — первая в Якутии из региональных компаний, которая планирует работать по-новому внедрила антимонопольный комплайнс. Отныне мы будем действовать на предупреждение и своевременное предотвращение возможных нарушений антимонопольного законодательства. Не так, как раньше: когда при имеющемся нарушении проводится расследование и затем дается штраф. Будет внедрена система, которая предупредит подобные меры, чтобы не заходить за границы законодательства.

    Антимонопольный комплаенс, или система корпоративных мер по предупреждению возникновения антимонопольных рисков, – та реальность, к которой приходят многие крупные российские компании. В условиях высокой материальности санкций за нарушения законодательства о защите конкуренции и тенденции к расширению полномочий антимонопольного органа нельзя переоценить роль этого направления.

    С помощью комплаенса возможно сделать антимонопольные риски более предсказуемыми и контролируемыми.