Вопреки бытующим мнениям, комсомольцы ехали на БАМ вовсе не за длинным рублем, а за романтикой и запахом тайги. Но работали не за «спасибо» - платили им достойно.

По сравнению с Якутском мы получали раза в полтора больше. Все были молодые, поэтому деньги особо не считали – тратили. Я отправлял бабушке по 100 рублей, остальное - как придется: на одежду, поездки, технику. Помню, мы, парни, никогда почти не стирались - в баню ходили через магазин, там просто покупали новое белье, повседневная одежда была недорогая, и купить ее проблем не составляло.

Зарплата была сдельная: сколько наработал – столько получил. Естественно, размеры окладов отличались в зависимости от профиля специальности и образования, но даже при этом бамовцы уверяют: заработанного хватало с головой. В месяц выходило примерно 200-250 рублей, но при желании можно было получить и 400.

Федор Яковлев,

приехал на БАМ с первым отрядом

Деньги мы вообще не считали. Толя (Анатолий Климов) у нас бригадиром был, все наряды закрывал. Он поступал мудро: давал столько, сколько нам нужно. Наряд закрывал, а часть работ оставлял на следующий месяц: вдруг ничего не будет. Благодаря этому мы стабильно получали 300 рублей в месяц.

Когда я приехала на БАМ, мне было 16 лет. Две сестры учились: одна - в Москве, другая - в Питере, и я умудрялась каждой высылать по 50 рублей в месяц. Домой отправляла посылки: кофе, кримплен, японский шелк – в Якутске тогда всего этого не было.

Часть зарплаты отдавали в общий котел – на продукты, подарки, праздники. Остальное каждый тратил по своему усмотрению.

Георгий Беклемешев,

приехал на БАМ в 1975 году

Клавдия Павлова,

приехала на БАМ в 1975 году

Над проектом работали: текст Галина Мозолевская, дизайн - Роман Данилов, верстка - Станислав Ноев, Галина Мозолевская.

В проекте использованы фото А. Фаламова из архива ОАО "Железные дороги Якутии", а также фото из личных архивов членов отряда "Якутский комсомолец".

ЯСИА,2016