Анатолий Николаев: «Не надо бояться экспериментировать!»

0
738

Надо ли сегодняшним выпускникам школ поступать в университет? Или у них есть иные пути, чтобы стать успешными людьми? Как сегодня развивается СВФУ, что меняется в вузе, каких абитуриентов ждут преподаватели? На эти и многие другие вопросы газеты «Якутия» ответил ректор Анатолий Николаев, сообщает ЯСИА.


МЕНЯЕМ КУРС НА ЦИФРОВИЗАЦИЮ

Анатолий Николаевич, вы назначены ректором практически год назад. Что сделано за это время? Каким сегодня предстает наш главный вуз – СВФУ им. М.К.Аммосова?

– Если точнее, год наступит в конце июня. Не скажу, что с моим приходом вуз сразу стал другим. Но, конечно, мы меняем курс развития, к 2024 году университет полностью должен стать цифровым. Сразу подчеркну, это вовсе не означает, что мы разом перейдем на онлайн-обучение, но многие процессы должны проходить в цифровом формате: это и управление вузом через цифровые технологии, и цифровой документооборот, и «умный» кампус – автоматизация процессов управления жизнедеятельности наших зданий, а их более сорока, и оснащение их современным оборудованием и другое.

В 2021 году планируем внедрить индивидуальную образовательную траекторию обучения студентов. Пока оно ведется в традиционном формате: лекции, лабораторные и практические занятия. Индивидуализация процесса обучения в будущем не будет зависеть от группы, курса или даже факультета. Учебное расписание будем составлять под определенный предмет или под профессора. Да, это пока сложно представить, но не надо бояться экспериментировать!

В последние годы мы начали внедрение дистанционных форм обучения и при этом понимаем, что полностью на онлайн-обучение мы не должны переходить, это чревато ухудшением качества образования. В таком формате студенты сами должны нести ответственность за свое образование. А пока эта ответственность лежит на университетах.

– Это уже практикуется?

– В конце прошлого года онлайн-курсы прошли почти две тысячи студентов. Мы, в свою очередь, также составили несколько своих онлайн-курсов. Например, некоторые магистерские программы создали в соавторстве с иностранными партнерами – вузами Японии, Франции. Профессора этих вузов часть предметов ведут в онлайн-режиме, защита дипломных работ проводится так же.

Недавно наш чукотский филиал и индийский университет Амити договорились об организации программ по обмену студентами. Такие программы по обмену у нас есть и с другими зарубежными вузами.

Мы сотрудничаем и с российскими вузами, есть интересный опыт томичей, которые планируют создать Большой Томский университет, объединив пять вузов.

Это дает усиление и узнаваемость университета при составлении рейтингов. Возьмите тот же Кембридж, это ведь союз более тридцати отдельных институтов и колледжей.

В ТОПЕ ЛУЧШИХ

Ну раз вы заговорили о рейтингах, то СВФУ улучшил свои показатели, поднявшись на 31 позицию в рейтинге «Топ-100 лучших вузов России» агентства RAEX. Как вы относитесь к таким измерениям?

– Действительно, разных рейтингов много. Сейчас мы в тридцатке лучших, а начинали с гораздо худших позиций. Значит, мы на правильном пути. По итогам прошлого года среди пятидесяти лучших вузов по IT-направлению мы на 34-м месте. По этому показателю мы лидеры на Дальнем Востоке, например, ДВФУ находится на 50-м.

В прошлом году впервые был составлен рейтинг Times Higher Education по влиянию университетов на устойчивое развитие территорий, куда вошли 450 мировых вузов. Из России туда включили только 30 университетов, и мы среди них.

Конечно, работаем не ради рейтингов, хотя они – оценка всей нашей деятельности. Если бы мы не попадали в рейтинги, то в мире и не узнали бы о нас. Почему все стремятся в Кембридж, Стэнфорд, Оксфорд? Потому что они всегда в десятке лидеров.

Кстати, наш Мединститут согласно рейтингу агентства RER занимает 3-е место после таких топовых вузов, как МГУ и СПбГУ. В чем секрет?

– Это научные исследования, успех наших студентов в олимпиадах и конкурсах. Совсем недавно команда Мединститута СВФУ стала бронзовым призером VII студенческой олимпиады ДФО по хирургии.

Все эти достижения сразу отразились и на рейтинге института, стало поступать много заявлений от ребят из других регионов России и иностранных студентов. Так, в прошлом году одних иностранцев туда поступило около 80. Нам даже пришлось открыть группу, обучающуюся на английском языке.

Вы сами владеете иностранным языком? Смотрю, в Фейсбуке дублируете свои тексты на английском.

– Тексты писать на английском мне помогают. Но в принципе могу разговаривать, хотя, не скажу, что английский у меня идеальный. В англоязычной стране не пропаду, семинары, лекции провожу. В прошлом году, например, пришлось попотеть: в начале июня в летней школе Харбина прочитал восемь лекций. Это был отличный опыт, остался доволен собой. По утрам стараюсь заниматься английским, но не всегда удается.

СВОЯ СПЕЦИФИКА

Понятно, что СВФУ – федеральный вуз, но есть ли у нас своя региональная специфика?

– В России десять федеральных университетов, и у каждого своя специфика. Мы все созданы для своего макрорегиона, у нас есть особые задачи, например, подготовка кадров для всего региона, это весь северо-восток страны. ДВФО – большой округ, вот почему здесь два федеральных вуза.

– Самые востребованные направления?

– Инженерные кадры, направления – горное дело, геологоразведка. Мы начали готовить кадры, которые могут работать, используя различные программы по 3D-технологиям. Например, в прошлом году на геологоразведывательном факультете компания MICROMINE открыла класс, полностью укомплектованный современным оборудованием.

Наши студенты-строители также изучают БИМ-технологии, основанные на трехмерной модели здания.

В тренде – специалисты по IT-технологиям. Они нужны всем сферам. Не хочу обижать другие подразделения, квалифицированные специалисты нужны везде, те же врачи, учителя.

– Сколько студентов учится в СВФУ?

– Вместе с заочниками около 19 тысяч студентов, иностранцев около 500. Задача – увеличить количество последних в два раза.

– Как будете привлекать?

– Только качеством обучения. Если не будем хорошо обучать, не станем узнаваемыми в мире, к нам не приедут. Стоит отметить, среди родителей было недовольство, мол, вместо наших детей зачисляют иностранных студентов. Уверяю, они приезжают к нам совсем по другой линии на основе договора между странами, у них свои бюджетные места.

– Наверное, их манит сюда экзотика.

– Если ранее так и было, возможно, то сейчас на их выбор в первую очередь влияют узнаваемость вуза, качество образования. Наш Мединститут в этом смысле в приоритете. Директор института Николай Гоголев обеспокоен тем, что площадей уже не хватает. Если в прошлом году количество студентов-медиков было 1800, в этом будет 2000. Хорошо, что при поддержке Минздрава республики в поликлиниках и больницах созданы учебные классы, где наши студенты могут обучаться. Но все равно площадей мало.

– Что будете делать? Строить новый учебный корпус?

– Да. Вопрос строительства учебного корпуса для Мединститута ставила еще предыдущий ректор Евгения Михайлова, начиная со времен Фурсенко. Недавно вместе с главой региона Айсеном Николаевым мы встречались с министром науки и высшего образования России Валерием Фальковым. Один из вопросов как раз касался строительства высокотехнологичного образовательного кластера с учебными корпусами, лабораториями, виварием. Три этапа строительства предполагают возведение учебно-лабораторного корпусов медицинского, педагогического институтов, институтов естественного профиля. По проекту там же планируется строительство четырех общежитий по 500 мест.

Конечно, на все это требуется немало финансовых средств, но уже на сегодня проект одобрен, есть поддержка Главы республики и федерального центра. Будем строить поэтапно, не все сразу.

АБИТУРИЕНТ-2020

– Не за горами горячая абитуриентская пора. Каких студентов ждете?

– Конечно, каждый вуз ждет активных, умных, амбициозных, желающих учиться ребят.

– Не секрет, что зачастую сильные выпускники нацелены на центровузы. СВФУ они рассматривают как последний вариант. Вас это не тревожит?

– К сожалению, есть такое, но сейчас ситуация меняется. В рамках нацпроекта «Успех каждого ребенка» наши преподаватели работают в школах, кванториумах, Малой академии наук, участвуют во многих мероприятиях для школьников. В этом году у нас открылся «Дом научной коллаборации Н.Г. Соломонова», он тоже стал узнаваемой точкой СВФУ, дети с удовольствием приобщаются к науке.

В середине апреля мы откроем также университетскую «Точку кипения». Именно университетскую, а не студенческую. Это будет местом сбора школьников, студентов, молодежи в целом, преподавателей.

Мы даем такие же возможности, что и центровузы, и у нас ничуть не хуже.

– В связи с тем, что число выпускников школ растет, президент страны Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию предложил увеличить количество бюджетных мест в университетах.

– Количество бюджетных мест, в принципе, увеличивается ежегодно. Например, если в прошлом году их было 3300, то нынче будет более 3700. И контрольные цифры приема будут расти и впредь. Для нас при этом важно проанализировать ситуацию: сколько и каких кадров нам надо для реального сектора экономики.

– Вы ведете мониторинг трудоустройства ваших выпускников?

– При университете создан Центр карьеры. Так что мы не только мониторим, но и ведем целенаправленную деятельность в этой сфере, работаем в сотрудничестве с министерствами, Центром занятости, крупными компаниями. Сотрудники нашего центра проводят ярмарки вакансий, встречи с главами улусов, руководителями предприятий. Ежегодно проводятся конференции «Выпускник – селу».

– Как вы сами выбрали свою профессию?

– Любовь к биологии мне привила классная руководительница Елизавета Денисовна Кривошапкина в Намской средней школе Верхневилюйского района. Помню, одалживал у нее книги по занимательной биологии, энциклопедии и уже тогда многое знал. Потом стал посещать кружок «Юный техник» и переключился на электронику, даже поехал поступать в Москву, мечтал стать инженером-электронщиком. К сожалению, завалил последний экзамен по геометрии и вернулся. Работал кочегаром в родной школе, откуда и забрали в армию.

Когда вернулся, понял, что математику подзабыл, и подал документы в БГФ.

БАБУШКИН ВНУК

– Откуда вы родом, кто ваши родители?

– Я ведь бабушкин внук. Когда маму, ее зовут Вера Филипповна Николаева, после окончания Пединститута имени А.И.Герцена отправили в село Кырыкый Верхневилюйского улуса, меня на время оставили у бабушки Александры Спиридоновны Петровой. А когда захотели забрать, она просто не отдала меня. Была еще одна попытка забрать, но в тот момент я загремел в больницу с аппендицитом. Понятно, что после этого бабушка и вовсе не отдала меня родителям.

– Баловала?

– Конечно. Когда будучи студентом приезжал на каникулы, бабушка доставала из сундука припрятанный для меня шоколад, а я потом делился с остальными внуками. Я ведь первый внук, самый старший. Но с другой стороны, бабушка учила меня ответственности, лет с шести я отвечал за всех братьев и сестер.

– А сколько вас?

– У меня три брата и три сестры, не считая двоюродных, я самый старший среди всех. Хоть они все выросли в других поселках, мы очень дружны между собой. Каждые каникулы я приезжал к родителям и проводил время вместе со всеми родными. Мой отчим Афанасий Михайлович Дмитриев воспитал меня как своего родного старшего сына. Да у меня никогда язык не повернется назвать его отчимом, для меня он отец в полном смысле этого слова. Он многому меня научил: пилить, строгать, мастерить.

РОДНЫЕ ЛЮДИ

– С женой Татьяной мы познакомились в стройотряде «Дьулуур» нашего университета. Очень ей благодарен за понимание, чуткость и доброту. Как-то подсчитали, что в первые четыре года совместной жизни, а это 48 месяцев, я 21 из них был вне дома. Все это время провел в командировках, экспедициях. Даже о том, что у меня родилась дочь, узнал спустя три дня, поскольку находился в экспедиции в горах Верхоянья, где, понятное дело, не было никакой связи.

Жена работает старшим преподавателем в ФТИ СВФУ. Без ее поддержки я не смог бы достичь того, что сейчас имею.

Старшая дочь Анастасия – студентка юридического факультета, активистка, профсоюзный лидер. Порой приходит домой позже меня, столько дел у нее.

Средняя Александра, названная в честь моей бабушки, учится в средней школе №17, готовится к ОГЭ.

Долгожданному наследнику Алексею шесть лет. Как только переступлю порог дома, он бежит навстречу, и всю усталость как рукой снимает. Любим вместе поиграть, побороться.

– Вас узнают студенты?

– Стали здороваться, узнают. Конечно, Евгению Исаевну все знали, она столько сделала для нашего университета. Благодаря ее усилиям сегодня он такой, каким стал. Теперь и я должен сделать так, чтобы вуз оставался в тренде вызовов современного мира.

Быть ректором – большая ответственность за коллектив, студентов, сотрудников. Наш коллектив – это 3600 сотрудников и 19 тысяч студентов. Должность обязывает относиться к работе с утроенной ответственностью.