АЛРОСА представила прогресс реализации стратегических инициатив

0
159

АЛРОСА провела брифинг с аналитиками. Руководство компании рассказало о сложностях, с которыми столкнулась отрасль в 2019 году и предпринятых усилиях по их решению, представило финансовые результаты за 2019 год, а также прогресс реализации стратегических инициатив.


Реагирование на внешние вызовы

Для отрасли 2019 год выдался непростым из-за сочетания ряда факторов, которые привели к снижению спроса на необработанные алмазы:

— Переизбыток запасов в начале 2019 года, вызванный чрезмерно оптимистичными ожиданиями ритейла после периода высокого спроса в 2017-2018 годы.

— Снижение спроса со стороны индийских компаний гранильного сектора в связи с ужесточением условий финансирования

— Увеличение доли онлайн-продаж, отразившееся на традиционных каналах сбыта и управлении запасами.

В качестве ответных мер АЛРОСА реализовала ряд инициатив, основанных на стратегии «price over volume» и направленных на максимальное увеличение свободного денежного потока. Компания снизила минимальный обязательный уровень выкупа предлагаемой продукции в рамках долгосрочных контрактов с 80% до 55%, придерживалась рационального подхода к сокращению производства на месторождениях с наиболее высокой себестоимостью и низкой рентабельностью, а также сократила инвестиционную программу.

Кризисный период 2018-2019 годов оказал положительное влияние на отрасль: нормализовался уровень запасов в системе, сбалансировался подход к продажам по всей цепочке, повышена финансовая устойчивость ограночного сегмента (мидстрима). Однако в краткосрочной перспективе не исключено влияние неблагоприятных для отрасли внешних факторов, таких как эпидемия коронавируса – возможно замедление темпов восстановления спроса, начавшегося во второй половине 2019 года.

На средне- и долгосрочную перспективу руководство сохраняет оптимизм в отношении алмазной отрасли, которая по-прежнему обладает хорошими фундаментальными показателями. Спрос поддерживается растущим средним классом и увеличением располагаемых доходов, в то время как предложение алмазов продолжает сокращаться.

Основные результаты

Продажи АЛРОСА в 2019 году снизились на 12% до 33,4 млн карат, что во многом обусловлено рациональной сбытовой политикой и стратегией «price over volume». При этом в 4 квартале продажи выросли на 28% кв/кв и составили 8,2 млн карат на фоне постепенного восстановления баланса спроса и предложения на алмазно-бриллиантовом рынке. Выручка за 2019 год снизилась на 26% до $3 338 млн в связи со снижением объемов реализации, а также ростом спроса на мелкоразмерные камни. Добыча алмазов увеличилась на 5% до 38,5 млн карат в связи с выходом на проектную мощность новых активов, а также повышением производительности на действующих площадках. Значение показателя Чистый долг / EBITDA на конец 2019 года составило 0,7x, что соответствует целевому уровню долговой нагрузки. Рентабельность по EBITDA составила 45%, что в два раза превышает средний показатель по отрасли. В 2019 году компания продемонстрировала способность генерировать свободный денежный поток даже в условиях рыночного спада: показатель составил $0,7 млрд.

Повышение стандартов в области устойчивого развития и промышленной безопасности

Промышленная безопасность и здоровье сотрудников остаются ключевым приоритетом для АЛРОСА. Программа мероприятий по профилактике производственного травматизма и несчастных случаев, реализуемая с 2017-2018 годов и направленная в числе прочего на повышение прозрачности и эффективности раскрытия информации о несчастных случаях на производстве, продолжает приносить ощутимые результаты. Руководство компании намерено продолжить работу по дальнейшему снижению показателей травматизма и добиться полного отсутствия несчастных случаев на производстве в долгосрочной перспективе.

АЛРОСА сохраняет лидирующие позиции среди компаний горно-металлургической отрасли по доле вторичного использования водных ресурсов и уровню выбросов CO2 и продолжает реализовывать свою экологическую программу, направленную на дальнейшее снижение выбросов парниковых газов. Компания продолжит оказывать поддержку местным сообществам в регионах своей деятельности, реализуя благотворительные и инфраструктурные проекты. По результатам анализа PWC, проведенного в 2019 году, АЛРОСА лидирует в мире по показателю доли отчислений на социальные инвестиции среди алмазо- и золотодобывающих компаний. В 2019 году АЛРОСА была удостоена премии Community Stewardship фонда Diamond Empowerment Fund (DEF) за реализацию социальных проектов для жителей регионов присутствия.

Программа повышения операционной эффективности

В 2019 г. АЛРОСА продолжила реализацию программы повышения операционной эффективности и добилась снижения производственных затрат на 6%. Число проектов, реализуемых в рамках программы по всей производственной цепочке, превысило 260 (по сравнению со 187 проектами в 2018 году). По ряду из них были достигнуты значительные результаты, например, объем добычи на Нюрбинском ГОКе увеличился на 33%, увеличение мощности обогатительной фабрики Удачнинского ГОКа составило 68%. Следующим шагом станет тиражирование и масштабирование практики в других операционных и функциональных подразделениях Компании посредством внедрения инструментов Производственной системы АЛРОСА в рамках стартовавшего в 2019 году проекта, направленного на обеспечение системного характера проводимых преобразований.

В соответствии с передовыми практиками АЛРОСА провела работу по централизации функций технического обслуживания, а также закупок, создав общий центр обслуживания, что позволит в краткосрочной перспективе получить ощутимый финансовый эффект. Руководство видит значительный потенциал в части дальнейшего повышения эффективности деятельности и намерено использовать этот инструмент для укрепления позиций компании.

АЛРОСА запускает Программу цифровизации производства, главной целью которой является использование незадействованного потенциала первоклассных активов компании за счет увеличения производительности и эффективности, укрепления культуры устойчивого развития и безопасного производства. Реализация Программы начнется в этом году и предполагается, что она охватит все производственные активы и направления деятельности компании.

Маркетинговая деятельность

Маркетинговый план компании предусматривает запуск нескольких совместных маркетинговых инициатив с крупнейшими ювелирными ритейлерами США и Китая, поддержку региональных офисов продаж на ключевых рынках сбыта, стимулирование отдельных категорий алмазного ассортимента, продвижение бриллиантовой продукции собственного производства и развитие цифровых инициатив. Так, в настоящее время АЛРОСА тестирует технологию создания цифровых двойников алмазов, которая позволит значительно сократить временные и прочие затраты на проведение торговых сессий.

Помимо этого, АЛРОСА принимает участие в ряде маркетинговых инициатив, реализуемых под эгидой Международной ассоциации производителей алмазов (DPA) с целью поддержания и стимулирования долгосрочного спроса на ювелирные украшения с натуральными бриллиантами, а также четкого разграничения рынков натуральных и синтетических камней.

Удержание лидерских позиций по размерам ресурсной базы

АЛРОСА располагает первоклассной минерально-сырьевой базой, объемы которой практически в два раза превосходят ресурсную базу ближайшего конкурента. Компания сумела сохранить ресурсную базу при поддержании стабильного ежегодного уровня добычи на протяжении последних 10 лет. Это было достигнуто за счет уникального геологоразведочного комплекса Компании и использования передовых технологий, в частности, комплексной аэрогеофизической разведки, радиоволновой геоинтроскопии, георадарного зондирования и сейсмосъемки высокого разрешения в формате 2D и 3D. В 2019 году АЛРОСА продолжила разрабатывать и внедрять новые производственные методы и технологии, позволяющие ей восполнять ресурсы с минимальными затратами.

Стратегия рационального распределения капитала, ориентированная на создание максимальной акционерной стоимости

В условиях сложной рыночной конъюнктуры АЛРОСА продолжает последовательную реализацию своей стратегии, приоритетом которой является фокус на профильной деятельности и приверженность консервативной финансовой политике. В 2019 году Компания реализовала ряд непрофильных активов на сумму около $50 млн. Исходя из минимально допустимой нормы IRR новых проектов на уровне не менее 20% и прогноза спроса на ближайшую перспективу, АЛРОСА сократила объемы добычи на месторождениях с самой низкой рентабельностью. Компания также разместила 5-летние еврооблигации на сумму $500 млн, сократив таким образом стоимость долга и существенно увеличив средний срок погашения по кредитному портфелю. Согласно новой дивидендной политике, принятой в 2018 году, АЛРОСА направила на выплату дивидендов по итогам 1 полугодия 2019 года 100% свободного денежного потока за соответствующий период. В будущем компания намерена продолжить обеспечивать высокую доходность для акционеров.