85 лет: Колыма – артерия жизни

    0
    45

    85 лет регулярного пароходства на Колыме – дата внушительная. За это время в истории речного флота чего только не было. Целый пласт истории составляют первые годы развития судоходства. Не зря говорят, что судьба Зырянки, ее жителей и пароходства на Колыме тесно связана. Мы не откроем для вас ящик Пандоры, если скажем, что 81 год назад, когда Колымское речное управление Дальстроя (КРУДС) переехало в Новую Зырянку, на карту Советского Союза была нанесена новая точка и началось большое строительство. До этого момент КРУДС, а еще ранее КИУРТ, образованное 22 декабря 1932 года, (Колымо-Индигирское Управление речного транспорта) базировалось в п. Лабуе.


    За все годы существования КРУДС (КИРП, а потом ЗРП и только в 1995 году – АО «КСК») претерпевал и взлеты, и падения. Цифра, обозначавшая перевозку грузов в тоннах, то росла, то шла на спад. Зависело это от многих факторов, но, несмотря на все эти трудности, компания сумела сохранить, цитирую, «необходимый производственный потенциал для доставки всех предъявляемых к перевозкам грузов». Это слова Сергея Пичугина, нынешнего генерального директора ОАО «Колымская судоходная компания». Так Сергей Кесаревич написал в статье «ОАО «Колымская судоходная компания» сегодня», опубликованной в книге «Верхнеколымский улус» в 2002 году.

    21 октября в РКЦ «Надежда» работники Колымской судоходной компании отметили юбилей предприятия. На торжественной части во время награждений и вручения грамот Сергей Пичугин рассказал своим подопечным, что недавно сделал для себя открытие. «Нечаянно столкнулся с информацией, что в 1785 году по высочайшему указу императрицы Екатерины II на Колыму была направлена экспедиция под командованием Иосифа Биллингса. Эта экспедиция проплыла из Охотска через Индигирку, через Мому по реке Зырянке и пришла к верхнеколымскому острогу. Здесь они зазимовали, построили два судна, одну из которых назвали «Ясачная» и в 1787 году экспедиция оставила Верхнеколымск. Таким образом, сегодня мы отмечаем еще одну дату – 230 лет с момента, когда первые суда прошли по Колыме», – подытожил генеральный директор ОАО «КСК».

    Подводя итоги навигации юбилейного 2017 года, Сергей Кесаревич отметил, что эта навигация, если не считать случайного отстоя и безвременной смерти сотрудника, в целом прошла благополучно. «Мы выполнили план и даже значительно повысили показатели прошлого года. У компании на данный момент вполне благополучное финансовое состояние. В конце года будет хорошая премия», – заверил он своих подопечных и добавил, что, если бы не случайный отстой, премия могла бы быть выше.

    Поздравила с праздником речников от имени администрации района Светлана Коваленко. «Я хочу сказать, что весь район, все наши жители ценят ваш вклад в социально-экономическое развитие района. Каждый житель с благодарностью относится к вашему труду. Разрешите пожелать, чтобы все навигации были успешные, а ваш труд оценен по достоинству», – с этими словами Светлана Петровна наградила почетных и заслуженных работников речного флота.

    За заслуги в области социально-экономического развития республики почетной грамотой правительства Якутии наградили Михаила Костогруда. Михаил Николаевич помимо грамоты получил в подарок золотые часы.

    Благодарностью администрации МР «Верхнеколымский улус (район)» были награждены начальник участка Зеленый Мыс Ирина Борисова, старший бухгалтер Олеся Бакланова, старший инспектор АХО Марина Моторина, плотник-сантехник Сергей Былков, сторож-уборщица  Екатерина Мерненко, радиомонтажник Андрей Храмыцких, докеры-механизаторы Петр Гирюк и Константин Андреев, судокорпусник-ремонтник Виссарион Сокорутов, слесари-ремонтники Михаил Аксенов и Юрий Линьков, мастер мехцеха Роза Рябухина, аппаратчик адсорбации кислородной станции Григорий Ретиш, машинист-шкипер Николай Семенов.

    Поздравительные речи сменялись концертными номерами. Праздник, посвященный закрытию навигации и юбилею судоходства, открыла мим-группа «Фарс». Артисты вместе с танцовщицами из коллектива «Вдохновение» показали сценический номер «Моряк», в завершении которого оглушительно выстрелили из хлопушек с конфетти, придав вечеру еще более торжественное настроение.

    «Навигация завершилась. У каждого из здесь присутствующих есть очень много родственников, друзей, товарищей, которые работали на Колыме, несли свою службу до нас. Я думаю, что этих людей сегодня нужно вспомнить», – с этими словами  Василий Поляков, заместитель генерального директора по кадрам перечислил людей, с которыми ему посчастливилось поработать. После поздравительной речи Василий Васильевич наградил ведомственными грамотами и благодарностями сотрудников ОАО «КСК».

    Почетную грамоту министерства транспорта и дорожного хозяйства вручили главному инженеру Олегу Михайлову, старшему инженеру по труду и заработной плате Елене Яковлевой, капитану-механику т/х СПК-61 Владимиру Арбугину, капитану-механику т/х СОТ-1132 Семену Борисову, первому помощнику капитана, первому помощнику механика т/х ТР-75 Анатолию Гемба, капитану-первому помощнику механика т/х СПН-698Б Евгению Козлову, механику-первому помощнику капитана т/х СК-2039 Сергею Лапину, старшему электро-механику п/к Г-17 Михаилу Чернявскому, начальнику цеха связи Александру Тимоничеву.

    Благодарность министерства транспорта и дорожного хозяйства РС (Я) вручили начальнику технического отдела Николаю Сыроватскому, заместителю начальника грузового отдела Сергею Еремченко, докеру-механизатору Алексею Огородникову, электросварщику Владимиру Леонову, капитану-первому помощнику механика т/х СПН-714Б Сергею Игумнову, первому помощнику капитана, первому помощнику механика т/х Сухона Константину Кирьянову, капитану-механику т/х РТТ-473 Анатолию Кудрявцеву, капитану-первому помощнику механика т/х СПН-690Б Владимиру Самохвалову, сменному электромеханику п/к Г-17 Николаю Чернявскому, капитану-первому помощнику механика т/х РТТ-483 Руслану Шашкову.

    Нагрудным знаком «Почетный работник водного транспорта РС (Я)» наградили капитана-первого помощника механика т/х СПН-697Б Федора Костогруда и капитана-механику т/х Сухона Илдара Файзуллина; юбилейный знак «385 лет Якутия с Россией» вручили капитану-механику т/х СПН-708Б Андрею Метелице.

    Своих коллег с праздником поздравила Надежда Дьячук, председатель профсоюзного комитета ОАО «Колымская судоходная компания». Надежда Георгиевна зачитала присутствующим поздравление от Ленского Баскомфлота: «Ленская бассейновая организация профсоюза работников водного транспорта поздравляет вас с 85-летием судоходства на Колыме. История судоходства на Колыме неразрывно связана с историей вашего поселка, с его жителями, с работниками вашего предприятия. Хотелось бы выразить всем работникам флота, ветеранам речного транспорта искреннюю признательность за преданность профессии, за добросовестный труд, который является примером для молодого поколения», – к юбилею судоходства на Колыме Ленский Баскомфлот подарил ОА «КСК» вышитую вручную карту республики.

    Надежда Дьячук вручила почетные грамоты членам профкома и профсоюза: Татьяне Соколовой, Николаю Сыроватскому, Елене Бариновой, Татьяне Летута.

    На празднике работников речного флота звучали тематические песни «Песня о морском дьяволе», «Капитан Арктика», «Расскажите птицы». Песни исполняли Анна Маленкина и Анастасия Газиева. Сцена была украшена в морских тонах: волны, водоросли, рыбы создавали дополнительный антураж. Для виновников праздника т/к «Вдохновение» подготовил несколько красивых номеров. Звучали разные поздравления. Добра, благополучия, успехов, семи футов под килем желали речникам. Ведущая Анжелика Мазур прочла проникновенное стихотворение:

    По зову сердца стали речниками,

    Судьбу связали с реками, морями,

    Ваш труд для нас и значим, и велик.

    Героев настоящих, не из книг

    Мы в этот день поздравить вас хотим,

    Пусть будет ваш корабль неуязвим,

    Под килем пусть семь футов, как всегда,

    А впереди лишь чистая вода!

    Судоходство на Колыме для района и для республики в целом имеет стратегическое значение. Предприятие должно работать для сохранения жизни в колымских районах – это ли не сверхзадача? Основанное по приказу Дальстроя управление речного транспорта, одной из целей которой являлась перевозка грузов в районы развивающейся золото- и угледобывающей промышленности, спустя годы стало артерией жизни. Безусловно, всем этим достижениям компания обязана и прошлому, и настоящему: тем, кто работал и тем, кто трудится сегодня. Простым рабочим людям, которые составляют главную опору предприятия: капитанам, мастерам, инженерам, механикам, поварам и многим другим. Всем, чей труд день за днем способствует безостановочной работе компании.