30 лет и 4 года: Как строили «железку» до Нижнего Бестяха

0
920
19 июля подписан приказ Росжелдора №309 об открытии станций участка Томмот – Нижний Бестях для выполнения грузовых и пассажирских операций. 27 июля на станцию прибудет первый пассажирский поезд. Этого события в республике ждали более 30 лет. ЯСИА вспомнило основные этапы этого долгого пути.
______________________________________________________________________________________________________________________________________
1925-1933
В Якутии работает Комплексная экспедиция Академии наук СССР по изучению производительных сил Якутской республики. По ее итогам было дано научное обоснование строительству Амуро-Якутской магистрали.
1937
Предтечей Амуро-Якутской магистрали стал Малый БАМ, который, в свою очередь, начался со строительства ветки "Бамовская — Тында". Оно завершилось в 1937 году, по ветке начали ходить рабочие поезда.
1942
Война помешала дальнейшему строительству дороги. Уже уложенные рельсы на линии "Бамовская — Тында" были сняты, их использовали для строительства Волжской рокады, необходимой для нужд фронта.


1952
В связи с началом активного освоения месторождений золота, олова, сурьмы, угля и алмазов, а также открытием богатых месторождений каменного угля в Южной Якутии, снова была подтверждена целесообразность строительства железной дороги с юга на север - на участке "Беркакит — Томмот". Принято постановление Правительства СССР о сооружении железной дороги, соединяющей БАМ с Якутском.
5 мая 1972
Началось повторное строительство участка "Бамовская -Тында - Беркакит", которая впоследствии стала начальным участком АЯМа.
Апрель 1974
На XVII съезде ВЛКСМ БАМ объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В числе первых комсомольских отрядов, отправившихся на строительство БАМа, был отряд "Якутский комсомолец", который был задействован на строительстве Малого БАМа сначала в качестве строителей, затем - монтеров пути.
8 июля 1974
ЦК КПСС и Совмин СССР приняли постановление № 561 «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» от Усть-Кута (Лена) до Комсомольска-на-Амуре протяжённостью 3145 км, железнодорожной линии "БАМ – Тында – Беркакит" (404 км) и ряда объектов строительной индустрии".
Октябрь 1975
Уложено «серебряное звено» дороги на Беркакит, к границе Амурской области и Якутии.
2 ноября 1976
На разъезде "Якутский" на границе Якутской АССР и Амурской области уложено "золотое звено". Эта честь была доверена отряду "Якутский комсомолец". Первым границу Якутии пересек поезд с грузом для строящегося Южно-Якутского ТПК.
1977
Дорога от Бамовской до Тынды полностью введена в эксплуатацию.
25 октября 1977
Отряд "Якутский комсомолец" уложил "золотое звено" на станции Беркакит.
26 октября 1978
Закончилась укладка рельсов на станции Угольная и к Нерюнгринскому угольному разрезу.
28 декабря 1979
Строительство Малого БАМа официально завершилось. В этот день Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию железнодорожную линию «Тында – Беркакит».
1984
Открыто пассажирское движение до города Нерюнгри.
7 марта 1985
Совмин СССР принял решение о строительстве железнодорожной магистрали к столице Якутской АССР городу Якутску. По первоначальному плану дорога должна была прийти в Якутск (включая построенный мост, вокзал и всю инфраструктуру) уже в 1994 году. Однако начавшаяся перестройка и последовавший экономический кризис помешали воплотить планы в жизнь.
19 декабря 1992
На станции Алдан уложили "золотое звено". Началась перевозка народно-хозяйственных грузов на участке "Нерюнгри грузовая — Алдан" и отгрузка угля за пределы республики с разреза Денисовский.
2 октября 1995
Для управления и завершения строительства магистрали было создано ОАО АК «Железные дороги Якутии». Утверждён проект строительства железной дороги на участке "Томмот — Якутск (Нижний Бестях)".
16 декабря 1997
Уложено "золотое звено" на станции Томмот, жители поселка встретили первый поезд.
2002
Участок от Нерюнгри до Томмота открыт в прямом сообщении для приема грузов в вагонах.
2003
Правительством Якутии принята инвестиционная программа достройки линии "Беркакит — Томмот" до норм временной эксплуатации с пуском пассажирского движения в 2004 году.
15 мая 2004
Вышло постановление Правительства РФ № 242 "О неотложных мерах по строительству железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск"
28 августа 2004
Торжественно открыт участок "Нерюнгри — Томмот". По участку "Нерюнгри грузовая — Томмот" запущено пассажирское сообщение.
Апрель 2005
Началось строительство железнодорожной линии от Томмота до Кердема и далее до Якутска.
2006
Под укладку сдан железнодорожный мост через реку Алдан, который составил в длину 500 метров.
2008
Сдан под укладку железнодорожный мост через реку Амгу длиной 346,7 метров.
2009
На участке "Томмот — Амга" открылось рабочее движение.
25 сентября 2010
Уложено «серебряное звено» на станции Кердем, завершившее строительство первого пускового комплекса железнодорожной линии "Томмот — Якутск".
15 ноября 2011
Состоялась церемония укладки «золотого звена» на станции Нижний Бестях, в которой принял участие президент России Дмитрий Медведев.
4 августа 2013
Торжественно открыт железнодорожный вокзал на станции Нижний Бестях.
30 августа 2014
Во временную эксплуатацию (только для грузовых перевозок) сдан пусковой комплекс "Томмот — Нижний Бестях" протяженностью 439 км. На станцию Нижний Бестях прибыл первый грузовой поезд.
2015
По новой железнодорожной ветке от горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» из Нерюнгринского района отправлен первый состав с углем.
5 августа 2018
На станцию Нижний Бестях прибыл агитпоезд "Комсомольской правды", посвященный 100-летию ВЛКСМ.
27 июля 2019
Пусковой комплекс "Томмот — Нижний Бестях" будет сдан в постоянную эксплуатацию с открытием регулярного пассажирского сообщения.

Написать комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here

15 + 11 =

57 − = 56