275 лет Иркутско-Якутскому почтовому тракту: В Ленске историческую эстафету встретили ямщики

    0
    73

    Ленский район встретил историческую посылку — почтовый ящик, который передали якутянам жители Иркутской области. Он путешествует по городам и селам двух соседних регионов, как символ юбилейных мероприятий в честь 275-летия становления Иркутско-Якутского почтового тракта. Таким образом нынешнее поколение вспоминает и отдает дань государевым ямщикам, которые на протяжении двух веков на лошадях возили почту за тысячи километров.


    14 марта резной почтовый ящик, изготовленный специально для юбилейной экспедиции, стартовал из Иркутска. В Приангарье реликвию привез первый заместитель председателя Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии Анатолий Добрянцев. Именно он, как потомок одного из государевых ямщиков, является идейным вдохновителем и организатором мероприятий, посвященных 275-летию тракта. Во время торжественного старта экспедиции он выступил с напутственным словом: «Этот тракт долгое время был единственной дорогой жизни для Якутии, поэтому мы придаем ему огромное историческое значение». Стоит отметить, что летом 2017 года Анатолий Добрянцев в составе экспедиции проехал весь Иркутско-Якутский тракт от начала и до конца, а на весну 2018-го была запланирована реконструкция доставки почты из Иркутска до Якутска.

    Посылка идет по историческому пути, ее передают из рук в руки жители тех городов и поселков, где раньше находились почтовые станции. В середине 19 века таковых насчитывалось около 80 штук, большая часть из них – на Лене. Почтовый ящик не пустой, он заполнен письмами «От жителей Иркутска – жителям Республики Саха». Также в течение всего пути он пополняется новыми посланиями от населения бывших ямщицких станций. 22 марта юбилейный символ добрался до Якутии. Жители Киренска в торжественной обстановке передали почтовый ящик витимцам и пеледуйцам. Руководство Ленского района встречало почту в селе Хамра Ярославского наслега. Туда отправились сотрудники администрации во главе с начальником управления социального развития Натальей Эндерс.

    Для хамринцев юбилей Иркутско-Якутского тракта стал настоящим событием. К нему готовились на протяжении нескольких месяцев. Жители села по крупицам собирали информацию о местных ямщиках, готовили специальные стенды с фотографиями и биографией этих людей. Почту встречали на берегу Лены в украшенной конной повозке, которая прокатила «современных ямщиков» вместе с ящиком по историческому маршруту. В центре села повозку с ценным грузом встречали хлебом-солью. Для праздника селяне переоделись в национальные костюмы, украсили местный клуб воздушными шарами и переименовали его в «ямщицкую станцию «Хамринская». После торжественной встречи Наталья Эндерс поделилась впечатлениями: «Проехав с почтовым ящиком на санях в конной упряжке по берегу Лены, как это раньше делали настоящие ямщики, мы будто побывали в прошлом. Мурашки не обманешь. И они были».

    Во время торжественной встречи хамринцы рассказали об истории своей станции, а также опустили в исторический ящик письмо, адресовав его своим потомкам: «Уважаемые потомки! Обращаются к вам жители села Хамра, которое вот уже 282 года красуется на левом берегу великой реки Лена. Убедительная просьба помнить историю нашего села, уважать и чтить традиции наших предков, быть патриотами своей родины. Желаем, чтобы село наше процветало, открывались предприятия, было круглогодичное сообщение с районным центром, чтобы ваши дети и внуки трудились на родной земле и прославляли наше село добрыми делами и поступками. 22.03.2018 г. Ваши предки».

    Затем «ямщицкая» почта направилась в Ленск, где в краеведческом музее эстафету встречали старожилы города. Некоторые из них знают о ямской гоньбе не понаслышке и не из исторических документов. Ветеран Великой Отечественной войны Алексей Лапинский, который на днях справил 92-летие, рассказал, что сам иногда «подрабатывал» ямщиком. Он родился в селе Турукта, мимо которого также проходил Иркутско-Якутский тракт. Говорит, тогда почта никогда не опаздывала, а возили ее не только мужчины, но и женщины. В частности, ямщицким делом занималась его супруга. Также наравне со взрослыми почту возили подростки. Ветеран тыла Владилен Кочкин рассказал, что в 14-летнем возрасте тоже иногда бывал ямщиком. Расстояние между станциями было большое, но часть пути приходилось проводить не в повозке, а бегом, поскольку «сильно мерзли ноги». Также ямщики брали с собой ружья, чтобы отпугивать волков. Последняя лошадиная почта прошла мимо Мухтуи весной 1954 года.

    Одну ночь почтовый ящик провел в ленском музее, а утром 23 марта отправился дальше – по Иркутско-Якутскому тракту. Посылку «из прошлого» встречали в селах Мурья, Нюя, Натора, Турукта, а в селе Тинная Олекминского района, также в торжественной обстановке, передали соседям. Впереди еще несколько десятков станций, завершит свое путешествие почтовый ящик 1 апреля в столице Якутии.

    Иркутско-Якутский тракт протяженностью 2895 км более 200 лет являлся важной государственной транспортной артерией. Он был связующим звеном между Россией и странами Тихоокеанского региона и способствовал усилению торговых и культурных связей. Каждая станция на тракте — это целая история со своими особенностями и героями, которые исправно возили почту круглый год. Сегодня во всех отраслях нашей республики и за ее пределами трудятся потомки ямщиков. Среди них немало именитых ученых, докторов и кандидатов наук, учителей и руководителей производства.