22 удовольствия Севера. Экспедиция по Евразии покорила Арктику

0
178

Насколько гостеприимны северяне, какое на вкус сало кита и сколько мусора в Арктике, рассказали участники экспедиции «Евразия: от края до края». Они завершили арктическую часть своего пути и доехали от самой восточной точки материка до Якутска, а в следующие месяцы им предстоит преодолеть дорогу до самой западной точки в Португалии. Как прошел сложнейший этап экспедиции, читайте в материале ЯСИА.


24 региона России и 10 стран Европы объедут автопутешественники в рамках первой в своем роде экспедиции «Евразия: от края до края», соединив в своем маршруте две точки — самую восточную и самую западную.

Так, вся дорога поделена на три основных отрезка: арктическая, российская и европейская — от мыса Дежнева до мыса Рока. По справедливому мнению членов путешествующей команды, первая часть, пролегающая на территории Чукотки и Якутии, считалась самой трудной. Тут сыграли роль суровые климатические условия, ведь ребята были в пути в самые трескучие морозы, а также удаленность населенных пунктов друг от друга.

«Мы ставили все сложности и преграды именно на Арктику, но так получилось, что на сегодня самым сложным может оказаться европейский этап. Это связано с нынешней ситуацией по коронавирусу и закрытием границ. Но мы надеемся все-таки доехать до Португалии», — сказал руководитель группы Богдан Булычев.

На преодоление арктического отрезка экспедиции понадобилось около полутора месяцев — из Якутска команда под руководством Булычева отправилась 1 февраля на двух автомобилях до мыса Дежнева, а точнее до чукотского поселка Уэлен. Достигнув восточного края материка, экстремалы поехали обратно от официального старта пробега.

Опытный путешественник и один из штурманов Евгений Шаталов признался, что пережитое было по-настоящему уникальным опытом: «Это была фантастическая поездка. Мы открыли Чукотку и Якутию не только для себя, но и для тех, кто за нами наблюдал».

Такое открытие можно сделать и тем, кто не следил все время за сайтом пропутешествия.рф. Так, обо всех приключениях команды Булычева выйдет многосерийный фильм, в том числе отдельные серии смонтируют по Якутии. Все серии будут регулярно публиковаться на YouTube-канале «Про путешествия«. Кстати, республике, как отметил автор канала, будет уделено особое внимание и большая часть «эфирного времени». Вот например, первые кадры:

Способность оставаться в таких поездках автономными, пожалуй, одна из решающих. Топлива и запасов еды хватало, чтобы ехать по бескрайней тундре пять дней подряд без остановок. Хотя, конечно, маршрут был продуман так, что можно было совершать паузы, не только ночуя в палатках посреди снежной пустыни, но и оставаясь на ночлег в селах.

Экстремалы заезжали в населенные пункты, знакомясь с местными жителями и их обычаями. Как дружно делились все члены экспедиции, гостеприимность во всех деревушках, где они останавливались, была на максимуме. Все хотели приютить и накормить гостей издалека и ни в коем случае не пускать их спать в палатках (но надо заметить, что за все время, пока путешественники проводили ночь в палатках, еще никто не замерзал и не обмораживался).

«Все 22 удовольствия, которые можно здесь вкусить, мы вкусили«, — смеялся Булычев, говоря, что команда встретила самые низкие минус 64 градуса, увидела множество северных животных, познакомилась с оленеводами и даже успела попробовать еду коренных народов Якутии и Чукотки.

Шаталов, который по совместительству повар в команде, восторженно рассказывал про сало кита, которое понравилось абсолютно всем. Но еще больше всех удивило национальное блюдо чукчей, ненцев и эскимосов под названием копальхен, представляющее собой рулет из печени и мяса моржа, который должен протухнуть, чтобы считаться изысканным деликатесом.

Немного о том, как экспедиция жила с северянами, смотрите в этом видео:

Однако другой задачей экспедиции, кроме прокладывания доступного маршрута для других путешественников, стало наблюдение за экологическом состоянием арктических просторов. По словам членов группы, загрязненных металлом участков как в Якутии, так и на Чукотке было немало.

«Самые загрязненные места — бывшие населенные пункты, военные базы, золотодобывающие артели. Самое большое скопление металла мы видели на мысе Шмидта, который сам по себе один большой металлический склад. Дальше по побережью в поселках много техники, которую вывозить нерентабельно. В Якутии ситуация намного лучше. Здесь тоже есть брошенные населенные пункты, но такого сильного локального загрязнения, как на Чукотке, нет», — объяснил Булычев.

Все данные и карты с отмеченными «мусорными» точками будут переданы в организации, занимающиеся очисткой Арктики.

Перед отправлением завтра в дорогу по второму этапу экспедиции все путешественники пожелали будущим покорителям Арктики взаимопонимания в команде и наслаждения просторами российского Севера. А еще подтвердили, что проложенный маршрут является доступным для всех достаточно подготовленных туристов. Про то, какую одежду лучше надевать, и какие машины выстоят, а точнее выездят арктические морозы, можно посмотреть в полной записи пресс-конференции по этой ссылке.

На этом этапе можно сказать, что экспедиция добилась первого рекорда — они доехали до труднодоступного Уэлена и выбрались оттуда полностью своим ходом, то есть без использования вездеходов и другой транспортной поддержки со стороны. Как отметил руководитель арктической части маршрута Александр Еликов, до Уэлена ездили и раньше, но это были легковые машины, которые держали путь только в одну сторону, а вот вернуться до исходной точки самостоятельно пока удалось только их команде.

Второй рекорд путешественники установят, завершив экспедицию на мысе Рока в Португалии, до которого они доедут ориентировочно в начале апреля.