16-летняя учительница Алевтина Константиновна. Как складывались судьбы детей войны

0
91

Неповторимы жизнь и судьба каждого человека, его семьи и близких. Порой закручиваются интереснейшие сюжеты, рассказ о которых слушаешь как самую увлекательную повесть. Только не у всех хватает терпения и времени, чтобы перенести это на бумагу и сделать достоянием для других. Заслуженный учитель РФ Екатерина Потапова рассказала историю жизни своей мамы — Алевтины Татариновой (Мархининой):


Много лет я храню в душе и сердце рассказы своей мамы. Для неё это была её обычная жизнь, и рассказы копились по крупинкам.

Моя мама родилась в 1926 году. Когда началась война, ей ещё не исполнилось 15 лет.

«Дети войны». Что означают эти два простых слова? Внезапно выросшие и повзрослевшие, они вставали в ряды взрослых, заменяя старших братьев и отцов, ушедших защищать Родину.

Аля Мархинина – отличница и активистка, в 1940 году отдыхала во Всесоюзном пионерском лагере «Артек». А после была война, и Алевтина Константиновна после окончания 7 класса стала работать в школе вместо учителей, ушедших на фронт. Ей было тогда 16 лет.

Многого о её работе учителем я не знаю. Скупые рассказы моей мамы о том, как она красным карандашом аккуратно правила работы своих учеников, как каждый день писала образцы цифр и букв в почти 40 тетрадях по письму и в стольких же по математике. Как сшивала газетные листы, потому что тетрадей не было. Как специально приходила чуть пораньше, чтобы затопить в классе печь, и всё равно на первом уроке разрешала детям сидеть в одежде, потому что они мёрзли. Было не только холодно, но и голодно. И, если ребёнок почему-то не пришёл в школу, приходилось бежать на край деревни, чтобы убедиться, что он жив… Учеников своих учила заботиться друг о друге, помогать взрослым, верить в то, что страна обязательно победит.

Наравне со взрослыми

Во внеурочное время было очень много работы. Молодёжь занималась военной подготовкой, училась стрелять, бросать гранату, бегать, копать окопы. Помогали колхозу. Заготавливали дрова, рубили ивняк и кочки, чтобы их запаривать скоту, когда не хватало сена. По ночам вместе с другими членами семьи шили кисеты, рукавицы, носовые платки, вязали носки, чтобы теплее было тем, кто в это время лежал в окопах, снегу, там, на фронте. Весной вспахивали поля, садили картошку, косили сено летом, осенью работали на уборке. Работали с детьми в колхозе на бесконечных субботниках.

Одно я твёрдо знаю: с малых лет приученная всё делать основательно, на совесть, моя мама и училась только на «отлично» и работала так же, стараясь не отстать от взрослых коллег. В 1946 году одной из первых в районе её наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и почти сразу медалью «За трудовое отличие»! Эти медали она получила за труд наравне со взрослыми и за детство, прерванное войной.

Семейное счастье

Мама мало рассказывала о личном. Бабушке тоже трудно было вспоминать о войне, перед которой она осталась вдовой с двумя дочками на руках, из которых старшей была мама. Её сестра была младше на 4 года. Чтобы одеть взрослую дочь, бабушка перешивала или перелицовывала свою одежду. Однажды сшила пальто из одеяла. У мамы, единственной в селе, было красивое шерстяное платье вишнёвого цвета. Это единственное настоящее платье одалживали у неё подруги, чтобы пойти на свидание…

Своя семья появилась у Алевтины Константиновны в далекие военные годы. В 1943 году она вышла замуж за молодого учителя, бывшего раньше вожатым у Али – школьницы, Гаврила Михайловича Татаринова, учителя якутского языка и литературы и военрука в СШ №1 села Нюрба. Впоследствии в этой же школе он работал завучем.

Исторические документы

Свидетели того времени – удостоверение об окончании курсов молодого бойца, удостоверение Ворошиловского стрелка, мандат об избрании депутатом сельсовета, свидетельство об окончании Вилюйского педучилища в 1947 году. Госэкзамены в училище Алевтина Константиновна сдавала вместе с дочерью Катюшей, которой было 9 месяцев, мама кормила грудью, и, говорят, во время одного из экзаменов Катюша спала на руках у кого-то из членов государственной комиссии. Оценки на всех этих документах в основном «отлично».

В 1952 году, как передовой учитель, работающий без второгодников, принимала участие в республиканском Слете учителей и первых очных Педагогических чтениях, на которых была награждена Почетной Грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР «За хорошую постановку обучения и воспитания детей и достижение полной успеваемости» (что было очень большой наградой за большие достижения), о ней писали республиканские газеты. Педагогический стаж Алевтины Константиновны 25 лет, но и вся остальная жизнь так или иначе была связана с образованием.

В 1955 году она заочно окончила Якутский педагогический институт. И дальше всю жизнь училась и учила, работала, отдавая делу всю душу. Решением бюро райкома партии была направлена заместителем редактора районной газеты «Красная звезда», была собкором Якутского комитета по радиовещанию и телевидению по группе Вилюйских районов. После окончания Новосибирской высшей партийной школы работала заместителем редактора газеты «Социалистическая Якутия», редактором Якутского комитета по телевидению и радиовещанию. На страницах районных и республиканских газет постоянно освещала проблемы воспитания молодежи, печатала материалы о педагогах и жизни школ республики. Стала членом Союза журналистов СССР. Русская по национальности, она в совершенстве владела якутским языком, занималась переводом и редакцией произведений якутских писателей, в том числе переводом произведений классика якутской литературы П.А. Ойунского.

Где бы ни работала Алевтина Константиновна, везде судьба сводила ее с детьми, с молодежью.

Это и есть патриотизм

Мы рассказываем об истории семьи детям и внукам, учим их любить свою республику и страну, жить так, чтобы быть достойными своих дедушек и бабушек. Наверное, это и есть патриотическое воспитание, которое начинается в семье и становится основой всего лучшего, что должно потом проявиться в человеке.

Грамоты и медали, письма, удостоверения, «Аттестат народного учителя начальной школы», Похвальные листы, статьи в газетах с 1939 года, некоторые документы и статьи написаны на якутском языке еще латинским шрифтом. И все это в совокупности – свидетели истории не только семьи, но и истории образования в республике, истории жизни мамы. Ксерокопии этих документов предоставлены в Республиканский музей истории образования.

В семье надо каждого ребенка просто любить, а старшим жить так, чтобы дети ими гордились. Пример старших обязательно находит свое продолжение у детей и внуков, а традиции обязательно продолжатся.